Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Минтиненко Т.А., Бакулина А.А.
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 января 2013 года дело по апелляционной жалобе Совета депутатов сельского поселения Клишинское Озерского муниципального района Московской области на решение Озерского городского суда Московской области от 12 ноября 2012 года по заявлению Гуськова М.В., Гуськовой Е.М., Лаврухина А.Н., Рамазовой О.К., Шибанова А.В., Митиной А.Л., Московского В.А., Шайдрова Ф.П. о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов сельского поселения Клишинское Московской области от 18.11.2011 N01/24 "О рассмотрении заявления инициативной группы".
Заслушав доклад судьи Хлопушиной Н.П., объяснения Шибанова А.В.
УСТАНОВИЛА:
Гуськов М.В., Гуськова Е.М., Лаврухин А.Н., Рамазова О.К., Шибанов А.В., Митина А.Л., Московский В.А., Шайдров Ф.П. обратились в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов сельского поселения Клишинское Московской области от 18.11.2011 N01/24 "О рассмотрении заявления инициативной группы", обязании установить границы территории, на которой будет осуществляться Территориальное общественное самоуправление "Территория народной власти".
В обоснование заявленных требований указано, что 29.05.2011 на собрании граждан села Сосновка Озерского района Московской области было принято решение о создании Территориального общественного самоуправления (ТОС), а также установлены границы территории, на которой будет осуществляться общественное самоуправление.
12.10.2011 в Совет депутатов "Сельского поселения Клишинское" Озерского муниципального района Московской области было направлено заявление об установлении границ ТОС.
18.11.2011 Совет депутатов своим решением N 01/24 "О рассмотрения заявления инициативной группы" отказал в установлении границ ТОС на основании того, что границы населенных пунктов будут уточняться по ходу разработки Генерального плана в Озерском районе.
Заявители не согласились с решением Совета депутатов, и считают его незаконным, поскольку оно принято в нарушение положений ст. 27 N ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ст. 9 Положения о ТОС в сельском поселении Клишинское, которое утверждено решением Совета депутатов 28.09.2006.
Представители Совета депутатов сельское поселение Клишинское возражали против заявления. Указали, что решение от 18.11.2011 является законным и обоснованным, в обоснование своих возражений пояснили, что, по их мнению, вместо предусмотренного законом учредительного собрания заявителями было проведено общее собрание, которое было неправомочно и все принятые им решения являются недействительными. Кроме того, к заявлению с просьбой установить границы ТОС были приложены описания и схемы. Данное описание территории не соответствует описанию границ обозначенных в протоколе N 1 от 29.05.2011, и предлагаемый вариант границ территории ТОС закрепляет за собой земли, которые расположены за приусадебными участками граждан, однако этими свободными землями распоряжается Озерский муниципальный район, а не муниципальное образование сельское поселение Клишинское.
Решением Озерского городского суда Московской области от 12 ноября 2012 года требования Гуськова М.В., Гуськовой Е.М., Лаврухина А.Н., Рамазовой О.К., Шибанова А.В., Митиной А.Л., Московского В.А., Шайдрова Ф.П. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Совет депутатов сельского поселения Клишинское Озерского муниципального района Московской области просит об отмене решения суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились Гуськов М.В., Гуськова Е.М., Лаврухин А.Н., Рамазова О.К., Митина А.Л., Московский В.А., Шайдров Ф.П., представитель Совета депутатов сельского поселения Клишинское Московской области.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 1 статьи 260.1 названного Закона, неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ч.ч. 1, 11 ст. 27 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Аналогичная норма содержится в ст. 19 Устава сельского поселения Клишинское Озерского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения Клишинское от 28.08.2009 N 03/46.
Как усматривается из содержания ст. 9 положения "О территориальном общественном самоуправлении в сельском поселении Клишинское", утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения Клишинское Московской области от 28.09.2006 N 03/12 - граждане, уполномоченные учредительным собранием (конференцией) ТОС, обращаются в Совет депутатов сельского поселения Клишинское с ходатайством об установлении границ территории, на которой предполагается осуществление ТОС. Совет депутатов обязан в месячный срок со дня поступления заявления от инициативной группы в случае соблюдения условий, указанных в п.3 ст.4 настоящего положения, установить территориальные границы деятельности, в пределах, которых предполагается осуществление ТОС, либо предложить другой вариант границ с обоснованием своего решения.
Обжалуемым решением Совета депутатов сельского поселения Клишинское от 18.11.2012 N 01/24 предписано: к рассмотрению вопроса об установлении территориальных границ деятельности в пределах, которых предполагается осуществление территориального общественного самоуправления, вернуться после утверждения Генерального плана сельского поселения Клишинское, в связи с тем, что в данный момент идет разработка Генерального плана и границы населенных пунктов, в частности с. Сосновка (на территории которого планируется создание территориального общественного самоуправления) будут корректироваться.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно указал, что изложенная в обжалуемом решении Совета депутатов формулировка не соответствует приведенным нормам закона и положения, поскольку не содержит императивного вывода о принятом решении по существу заявления. Такая формулировка предполагает неопределенного во времени последующего принятия решения и тем самым препятствует осуществление гарантированных прав граждан на местное самоуправление.
Доводы заинтересованного лица о том, что до настоящего времени не утвержден генеральный план сельского поселения Клишинское, в том числе с. Сосновка, правильно признан судом не состоятельным, поскольку ст. 27 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не связывает наличие либо отсутствие генерального плана с организацией ТОС.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поскольку принятие решения по вопросам организации территориального общественного самоуправления является исключительной прерогативой представительных органов местного самоуправления, тогда как в рассматриваемом случае представительный орган местного самоуправления - Совет депутатов сельского поселения Клишинское фактически самоустранился от решения возложенных на него вопросов местного значения, суд пришел к правильному выводу о признании требований заявителей обоснованными и правомерно возложил на заинтересованное лицо обязанность по рассмотрению на очередном заседании ходатайство инициативной группы граждан об установлении границы территории, на которой будет осуществляться "Территориальное общественное самоуправление "Территория народной власти".
Решение суда законное и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Озерского городского суда Московской области от 12 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.