Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 29 апреля 2008 г. N 03-03-06/1/298
См. комментарий к настоящему письму
Вопрос: Нашей организации предоставлен на праве аренды земельный участок сроком на три года.
Договор аренды земли с Департаментом земельных ресурсов заключен 29 июня 2006 г., где имеется пункт, что договор аренды земли вступает в силу с момента его государственной регистрации. 15 декабря 2006 г. была перечислена госпошлина в сумме 7500 рублей за регистрацию. 19.12.2006 года документы были поданы на государственную регистрацию в Управление Федеральной регистрационной службы.
14 июля 2007 года нам было отказано в государственной регистрации по не зависящим от нас причинам. Данный земельный участок является частью улично-дорожной сети, в состав которой входят другие земельные участки, которые переданы в аренду другим лицам, а так как могут иметься противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами аренды, произвести государственную регистрацию не представляется возможным. (Чтобы устранить препятствия для регистрации нашего договора аренды земли арендаторы, входящие в улично-дорожную сеть, должны добровольно пройти перерегистрацию, или мы должны дождаться окончания срока действия данных договоров аренды).
Мы и в 2008 году будем подавать документы на государственную регистрацию, однако уверенности в регистрации нашего договора земли у нас нет.
1. С какого времени и как нам начать списывать расходы на приобретение права заключения договора аренды земли?
2. Государственная пошлина (при повторной подаче документов на государственную регистрацию) в сумме 7500 рублей согласно ст. 264 НК РФ относится на прочие расходы, связанные с производством и реализацией?
3. Как поступать в аналогичной ситуации по договорам, заключенным с Департаментом земельных ресурсов в 2007 году?
С какого момента начинать относить на прочие расходы, связанные с производством и реализацией, расходы на приобретение права заключения договора аренды земли?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу о порядке налогового учета расходов на приобретение права на земельные участки и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 264.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в состав расходов на приобретение права на земельные участки для целей налогообложения прибыли включаются, в том числе расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков при условии заключения указанного договора аренды.
Согласно положениям подпункта 2 пункта 3 и пункта 4 статьи 264.1 Кодекса расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков, подлежащие государственной регистрации, подлежат включению в состав прочих расходов в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 3 статьи 264.1 Кодекса с момента документально подтвержденного факта подачи договора аренды на государственную регистрацию.
В целях статьи 264.1 Кодекса под документальным подтверждением факта подачи документов на государственную регистрацию прав понимается расписка в получении органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документов на государственную регистрацию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При этом договор аренды земельного участка считается заключенным с момента государственной регистрации договора аренды.
В соответствии с пунктом 2 статьи 264.1 Кодекса одним из оснований отнесения арендной платы за приобретение права на заключение договора аренды земельного участка на расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, является заключение договора аренды.
Если налогоплательщик учитывает расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельного участка с момента документально подтвержденного факта подачи договора аренды на государственную регистрацию, то в случае отказа органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в государственной регистрации договора аренды и, соответственно, невозможности заключения договора аренды, у налогоплательщика отсутствуют правовые основания для учета таких расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В этом случае в соответствии со статьей 54 Кодекса налогоплательщик должен пересчитать налоговые обязательства за прошлые налоговые (отчетные) периоды и подать уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном статьей 81 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснен порядок учета в целях налогообложения прибыли расходов на приобретение права на земельные участки.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ в состав расходов на приобретение права на земельные участки для целей налогообложения прибыли включаются в том числе расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков при условии заключения указанного договора аренды. Расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков, подлежащего государственной регистрации, включаются в состав прочих расходов с момента документально подтвержденного факта подачи договора аренды на государственную регистрацию. Факт подачи договора аренды на государственную регистрацию подтверждается распиской органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в получении документов на государственную регистрацию.
В случае отказа органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в государственной регистрации договора аренды и, соответственно, невозможности заключения договора аренды у налогоплательщика отсутствуют правовые основания для учета расходов на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В такой ситуации налогоплательщик должен пересчитать налоговые обязательства за прошлые налоговые (отчетные) периоды и подать уточненную налоговую декларацию.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 29 апреля 2008 г. N 03-03-06/1/298
Текст письма официально опубликован не был