Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Киреевой И. В.,
судей Шинкаревой Л. Н., Филиповой И. В.,
при секретаре Засориной И. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 марта 2013 года апелляционную жалобу Шестова Б.В. на решение Дубненского городского суда Московской области от 24 октября 2012 года,
по делу по иску Шестова Бориса Васильевича к ООО "ПЕГАС ТУРС", ООО "Интел-Тул", закрытому акционерному страховому обществу "Европейское туристическое страхование" о возмещении материального ущерба и морального вреда,
заслушав доклад судьи Шинкаревой Л.Н.,
объяснения Шестова Б. В., представителей ответчиков Полушкина Е. А. (по доверенности), Петрищева И. А. (по доверенности),
заключение помощника прокурора Московской области Ковалева Е. А., полагавшего решение суда законным и обоснованным,
УСТАНОВИЛА:
Шестов Б.В. обратился в суд с настоящим иском и, уточнив заявленные требования, просил взыскать с ООО "ПЕГАС ТУРС" расходы по протезированию в размере 43400 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей; с ЗАСО "Европейское туристическое страхование" расходы на оказание медицинских услуг в госпиталях Египта в размере 425 долларов США, в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ на 21.03.2012 г., то есть по 29,1652 рублей за 1 доллар США, что составляет 12395 рублей и компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей; с ООО "Интел-Тур" компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Требования мотивированы тем, что истец совместно Баклаевым М.А. 16 марта 2012 г. по договору N249 от 16.03.2012 г. с ООО "Интел-Тур" приобрели турпутевку туроператора ООО "ПЕГАС ТУРС" в Египет с 18.03.2012 по 26.03.2012. В период пребывания в Египте 21 марта 2012 года истец был доставлен в бессознательном состоянии с травмой головы (ранами на лице, губе и сломанным зубным мостом) в госпиталь, где ему была оказана медицинская помощь, за которую оплачено 175 долларов США. Его перевезли в другой госпиталь, где ему также оказана медицинская помощь, за которую оплачено 250 долларов США. Общая сумма оплаты услуг составила 425 долларов США. Но документы, подтверждающие оплату оказанных медицинских услуг в госпиталях Египта, ему не предоставили. В период отдыха ему не оказали медицинскую помощь в связи с болью ноги. По прилету домой 27.03.2012 ему была сделана операция в больнице МСЧ-9 г.Дубны. Также он оплатил услуги по протезированию зубов, сумма которых составила 43400 рублей.
В судебном заседании исковые требования поддержал, ссылался на предоставление некачественных туристических услуг.
Представитель ответчика ООО "ПЕГАС ТУРС" возражал против удовлетворения исковых требований, указывая на то, что при покупке тура истец получил на руки информационный лист, содержащий сведения о страховании и имел право на обращение за оказанием бесплатной медицинской помощи. Все претензии и требования, касающиеся выплаты страховых сумм должны предъявляться к страховщику. В связи с чем, требования к ООО "ПЕГАС ТУРС" о возмещении понесенных Шестовым Б.В. убытков в размере 43400 рублей являются необоснованными.
Представитель ответчика ООО "Интел-Тур" возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что Шестов Б.В. приобрел тур в Египет, туристу была дана вся необходимая информация по страхованию. Истец к ответчику и его представителям не обращался. Сотрудниками страховой компании не был зафиксирован звонок от Шестова Б.В. Сотрудники ООО "Интел Тур" разъяснили истцу порядок обращения в страховую компанию и помогли ему составить претензию в адрес туроператора. Претензии и требования, касающиеся выплаты страховых сумм и морального вреда, должны предъявляться к страховщику, а не к ООО "Интел-Тур".
Ответчик ЗАСО "Европейское туристическое страхование" в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв в котором исковые требования не признал, указав, что в марте 2012 года застрахованному лицу - Шестову Б.В. был выдан договор имущественного страхования (страховой полис) ЗАСО "ЕТС" БРОНИ NА007-4342970. Договор страхования заключен на основании и в соответствии с "Общими правилами страхования имущественных интересов граждан, выезжающих за пределы постоянного места жительства (далее правила страхования). Истец в страховую компанию, ее представителям не обращался.
22.03.2012 года в Сервисный центр поступила информация от гида Pegas Touristik о том, что Шестов Борис находится в госпитале "данные изъяты"с травмой головы. Учитывая, что между Сервисным центром и госпиталем "данные изъяты"отсутствуют договорные отношения, то во избежание расходов со стороны застрахованного лица и в целях обеспечения организации всех расчетов непосредственно между госпиталем и сервисным центром, последний предпринял все необходимые меры для перевода Шестова Б.В. в госпиталь, который имеет соответствующие медицинские сертификаты и с которым у сервисного центра имеются договорные отношения. Все медицинские услуги, оказанные в госпитале "данные изъяты"были оплачены сервисным центром напрямую, минуя застрахованного. Впоследствии, данные расходы были компенсированы Страховой компанией (ЗАСО "ЕТС") сервисному центру. В момент госпитализации, при выписке указание (жалобы) на иные повреждения кроме травмы головы и поврежденного зуба от застрахованного Шестова Б. В. не поступали. Согласно пункту 18.1.28. Правил страхования Страховщик не покрывает расходы, связанные с любыми видами протезирования. Установка зубного моста (зубное протезирование) не является страховым случаем и не подлежит возмещению со стороны Страховщика. В ЗАСО "ЕТС" с заявлением, к которому необходимо приложить квитанции и чеки, подтверждающие расходы застрахованного лица, а также отражающие перечень оказанных медицинских услуг, истец не обращался.
В случае самостоятельного обращения застрахованного, без согласования своих действий с сервисным центром, к отельному врачу ему необходимо было произвести самостоятельно оплату, получить чек (иной документ, подтверждающий оплату) и по возвращению на территорию РФ, с документами обратиться в ЗАСО "ЕТС" для возмещения расходов. Однако до настоящего времени Шестов Б.В. в адрес ЗАСО "ЕТС" не обращался. Страховая компания, по условиям договора страхования, берет на себя обязательства только по возмещению расходов, которые были произведены в связи с получением медицинское помощи на территории Египта и только по тем случаям, которые являются страховыми. Истцу оплачена медицинская помощь, иные расходы не подтверждены соответствующими документами.
Решением Дубненского городского суда Московской области от 24 октября 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 943 ГК РФ и пунктом 3 ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 г "Об организации страхового дела в Российской Федерации", добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Законом и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.
Согласно п.9 Правил страхования, страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьи лицам. Страховая выплата производиться Страховщиком при наступлении страховых случаев, предусмотренных договором страхования, в пределах страховых сумм, указанных в договоре страхования, а также, если предусмотрено в договоре, - в пределах лимитов возмещения по отдельным рискам, указанным в договоре страхования (страховом полисе). Страховая выплата может осуществляться Страховщиком: непосредственно застрахованному лицу после его возвращения в страну постоянного проживания в виде возмещения его расходов по оплате услуг, оказанных ему в связи с наступлением страхового случая и оплаченных им самостоятельно, при условиях соблюдении всех норм, предусмотренных настоящими правилами, либо иной организации (страховом полисе), в соответствии заключенным между Страховщиком и Сервисной компанией договором, по которому последняя по поручению Страховщика круглосуточно обеспечивает организацию оказания Застрахованному лицу услуг, предусмотренных настоящими Правилами страхования. Страховая выплата может также производиться напрямую лечебному учреждению, с которым Страховщик заключил соответствующий договор на оказание медицинской помощи Застрахованному лицу в рамках оказания страховых услуг в соответствии с настоящими правилами и условиями договора страхования (страхового полиса), при условии, что Страховщик согласовал с медицинским учреждением подобные действия в каждом конкретном случае.
Согласно п.п. 10.1.3 и 10.1.5 Правил Страхования, страховщик в любом случае не покрывает расходы, которые отдельно не согласованы и не отражены в договоре страхования (страховом полисе), а также расходы, превышающие установленные страховые суммы и внутренние лимиты возмещения, отраженные в "особых условиях" договора страхования (страхового полиса).
Согласно п. 10.1.4 Правил страхования страховщик не погашает расходы, которые имели место после возвращения застрахованного лица из поездки в страну постоянного проживания.
Согласно п. 16 Страховым случаем являются события, при наступление которых Застрахованное лицо может понести расходы при оказании ему срочной квалифицированной медицинской помощи, а именно: телесное повреждение - травма, полученная в результате несчастного случая, обострение хронического заболевания и обострение хронического заболевания.
Согласно п. 19.1.3 Правил страхования, застрахованное лицо обязуется строго следовать указаниям Сервисной компании.
Судом установлено, что истец по договору N249 16 марта 2012 года, заключенного с ООО "Интел-Тур" приобрел турпутевку туроператора ООО "ПЕГАС ТУРС" в Египет с 18.03.2012 по 26.03.2012. Истцу выдан страховой полис ЗАСО "Европейское туристическое страхование" "данные изъяты"к договору страхования "данные изъяты"от 01.09.2011 г. (информация по страхованию), содержащий сведения о страховании, на основании которого истец имел право на обращение за оказанием бесплатной медицинской помощи. В страховом полисе указаны условия пользования медицинским обслуживанием, а также телефоны сервисного центра, в который истец обязан был позвонить при наступлении страхового случая.
В период пребывания истца в Египте 22.03.2012 г. от гида туроператора в Сервисный центр поступила информация о том, что истец Шестов Б.В. с травмой головы находится в госпитале "данные изъяты"
Судом установлено, что сам истец в Сервисный центр не обращался, жалоб на иные повреждения кроме травмы головы и поврежденного зуба в период пребывания истца в Египте от него не поступало.
В госпитале "данные изъяты"истцу были оказаны медицинские услуги. Поскольку замена зубного моста в соответствии с Правилами страхования не относится к экстренной стоматологической помощи, данные услуги истцу не оказаны. Все медицинские услуги оплачены Сервисным центром напрямую госпиталю "данные изъяты", минуя застрахованного, в размере 210 долларов США. ЗАСО "Европейское туристическое страхование" впоследствии компенсировала данные расходы Сервисному центру.
Предъявляя иск о возмещении затрат на медицинские услуги, Шестов указывал, что за оказанную медицинскую помощь в госпитале Sharm International Hospital им была уплачена сумма 175 долларов США, в госпитале "данные изъяты"250 долларов США, всего 425 долларов США.
Между тем, судом установлено, что за возмещением указанных расходов в установленном порядке истец в ЗАСО "Европейское туристическое страхование" не обращался, надлежащие документы, подтверждающие необходимость и законность расходов не представил.
В обоснование заявленных требований истец также указал, что с 27.03.2012г. по 09.04.2012 г. и 13.04.2012 г. по 19.04.2012 г. находился в стационаре ФБУЗ МСЧ N9 на лечении с диагнозом "флегмона стопы левой ноги", что подтверждается копией листка нетрудоспособности "данные изъяты"и "данные изъяты". Помимо того истец обратился за оказанием стоматологических услуг по протезированию и понес расходы в сумме 43400 рублей, что подтверждается копией квитанции "данные изъяты".
Отказывая в удовлетворении указанных исковых требований, суд исходил из тех обстоятельств, что истец не обращался за пределами РФ к ответчикам за оказанием медицинской помощи в связи с болезнью ноги, страховой случай не установлен. Расходы, понесенные на протезирование, не относятся к расходам, подлежащими возмещению и связанными со страховым случаем, произошедшим в с истцом в Египте.
Согласно п. 17.1.2 Правил страхования, страховщик возмещает расходы на экстренную стоматологическую помощь, а именно: расходы, связанные с болеутоляющим лечением естественного зуба, включая его удаления, при травме зуба в результате несчастного случая; расходы, связанные с болеутоляющим лечением естественного зуба, включая его удаления, при остром воспалении зуба, а также окружающих зуб тканей (анастезия, вскрытие воспалённой ткани и дренирование, остановка кровотечения). Расходы на экстренную стоматологическую помощь покрываются в пределах оговоренного лимита возмещения, отраженного в "особых условиях" договора страхования (страхового полиса).
Согласно п. 18.1.18 Правил страхования, к расходам, не возмещаемым страховщиком относятся расходы, связанные с оказанием стоматологической помощи, если иное не предусмотрено договором страхования (страховым полисом), за исключением экстренной стоматологической помощи в пределах установленной договором страхования страховой суммы. Согласно п. 19.1.1 Правил страхования, застрахованное лицо или его представитель до получения медицинской и/или иной необходимой помощи обязан связаться с представителем Страховщика Сервисной компанией по телефону, указанному в договоре и проинформировать диспетчера о случившемся.
В нарушение требований ст.56 ГПК РФ истцом не представлены достоверные доказательства, подтверждающие расходы, их необходимость, нуждаемость и законность. Не подтвержден истцом и факт обращения за медицинской помощью в связи с флегмоной стопы левой ноги. Кроме того, истец не обращался в ЗАСО "Европейское туристическое страхование" с заявлением о возмещении уплаченных им денежных средств на оказание медицинских услуг на территории Египта.
Судом установлено, что истец полностью воспользовался услугами, предоставленными по договору "данные изъяты"г. о подборе, бронировании и приобретении тура Турагенством в интересах Туриста, доказательства обратного истцом суду не представлены. Кроме того согласно п. 18.1.18 Правил страхования, к расходам, не возмещаемым страховщиком относятся расходы, связанные с оказанием стоматологической помощи, если иное не предусмотрено договором страхования (страховым полисом), за исключением экстренной стоматологической помощи, в пределах установленной договором страхования страховой суммы, согласно пункту 10.1.4. Правил страхования страховщик не погашает расходы, которые имели место после возвращения Застрахованного липа из поездки в страну постоянного проживания.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст.6 Федерального закона N132 "Об организации страхового дела в Российской Федерации") моральный вред компенсируется в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований истца о взыскании морального вреда, поскольку, в нарушении требований ст.56 ГПК РФ, Шестовым Б.В. не доказан факт причинения ему физических и нравственных страданий неправомерными действиями (бездействием).
Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные ответы.
Правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дубненского городского суда Московской области от 24 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.