Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сидорова П.А.,
судей Бекловой Ж.В., Вострецовой О.А.,
при секретаре Гаврилове С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 апреля 2013 года апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Московской области на решение Зарайского городского суда Московской области от 18 января 2013 года по гражданскому делу по иску ФИО1, ФИО2к Министерству социальной защиты населения Московской области об отказе в представлении мер социальной поддержки и признании права на представление мер социальной поддержки,
заслушав доклад судьи Бекловой Ж.В.,
объяснения представителя ответчика и представителя третьего лица,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1и ФИО2обратились в суд с иском к Зарайскому Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области о признании незаконным отказа в представлении мер социальной поддержки и признании права на представление мер социальной поддержки.
Требования мотивированы тем, что их сын ФИО7проходил срочную службу в в/ч 21617, которая в 1995 году принимала участие в боевых действиях в Чеченской республике. 17 апреля 1995 года сын пропал без вести.
Решением Тоцкого районного суда Оренбургской области от 5 февраля 2001 года ФИО7был объявлен умершим, а 21 февраля 2001 года был исключен из списков части, как погибший при исполнении военной службы.
В октябре 2002 года истцам были выданы удостоверения на льготы, установленные для родителей погибших военнослужащих.
В июне 2011 года в Зарайском управлении социальной защиты населения истцов уведомили, что их удостоверения недействительны и льготы им не положены, так как в представленных ими документах отсутствуют сведения, подтверждающие гибель сына при участии в боевых действиях в Чеченской Республике.
Ответчик иск не признал.
Представитель третьего лица - Военного комиссариата Московской области по городам Луховицы, Зарайск, Луховицкому и Зарайскому районов поддержал заявленные требования истцов.
Решением Зарайского городского суда Московской области от 18 января 2013 года иск удовлетворен в полном объёме.
Не согласившись с решением суда, ответчик обжалует его в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Подп.1 п.2 ст.21 названного Закона предусмотрено, что независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются родителям погибшего (умершего).
В силу п.3 ст.21 меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Указанные меры социальной поддержки предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.
Пункт 2 ст.21 ФЗ "О ветеранах" прямо предусматривает предоставление мер социальной поддержки родителям погибшего (умершего) независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, то есть данная норма является исключением из общего правила о наличии других необходимых условий, предусмотренных п.1 ст.21 Федерального закона для других членов семьи (нетрудоспособности члена семьи погибшего (умершего) и состояния на иждивении погибшего (умершего) либо получения пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации).
Юридическим фактом, с которым закон связывает право родителей погибшего военнослужащего на льготы, предусмотренные ст.21 Федерального закона "О ветеранах", является гибель военнослужащего при выполнении им обязанностей военной службы.
Как видно из дела, рядовой срочной службы Министерства обороны РФ ФИО7проходил срочную военную службу с 14.10.1994 года в войсковой части 21617. Данная войсковая часть дислоцировалась в указанный период времени на территории Чеченской республики.
Решением Тоцкого районного суда Оренбургской области от 05.02.2001 года установлено, что 17.04.1995 года ФИО7самовольно оставил позиции воинской части и направился в с.Сержень-Юрт. На обратном пути группа была обстреляна и в подразделение ФИО7не вернулся. Вернувшиеся солдаты о его судьбе пояснить ничего не смогли. 18.04.1995 года командованием части были приняты меры к розыску ФИО7. Однако группа солдат попала в засаду и так же была обстреляна. В ходе последующих поисков были обнаружены тела командира роты и солдат. Тело ФИО7обнаружено не было. С этого времени никаких сведений о местонахождении ФИО7нет.
Указанным судебным решением ФИО7был объявлен умершим. Решение суда вступило в законную силу 15.02.2001 года.
03.10.2002 года родителям ФИО7- ФИО1и ФИО2были выданы бессрочные удостоверения, представляющие право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих по ст. 21 п.2 п.1 Ф "О ветеранах".
С июня 2011 года выплаты истцам по ежемесячной компенсации были приостановлены в связи с тем, что в представленных документах в отношении ФИО7отсутствуют документы, подтверждающие его гибель при участии в боевых действиях в Чеченской республике.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о незаконности приостановления выплат, поскольку имеется документальное подтверждение, что военнослужащий рядовой ФИО7проходил срочную военную службу с 14.10.1994 г. в войсковой части 21617, относящейся к Министерству обороны России. Данная войсковая часть дислоцировалась в 1995 году в районе боевых действий в с.Сержень-Юрт Чеченской республики. С 18.04.1995 года ФИО7значился как пропавший без вести. 17.04.1999 года он исключен из списков личного состава 7 МСР, всех видов обеспечения как пропавший без вести. Решением Тоцкого районного суда Оренбургской области от 05.02.2001 года ФИО7был объявлен умершим.
В соответствии с п.1 ст.36 Федерального закона от 28.03.1998 N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок прохождения военной службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подпунктам "а" и "м" п.1 ст.37 названого Закона военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях: участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов; безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим.
Судебная коллегия находит решение законным и обоснованным, поскольку судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий правоотношения сторон, выводы суда подтверждены доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные ответы.
Правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования ФИО10, суд не учёл, что Зарайское Управление социальной защиты населения является территориальным структурным подразделением Министерства социальной защиты населения Московской области.
В соответствии с п.1 Положения о Министерстве социальной защиты населения, утверждённого постановлением Правительства Московской области от 17 сентября 2007 года N683/28 (с изменениями и дополнениями), Министерство социальной защиты населения Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере социальной защиты населения Московской области.
Судебная коллегия считает необходимым изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Исковые требования ФИО1, ФИО2удовлетворить. Признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Московской области в предоставлении ФИО1и ФИО2в предоставлении мер социальной поддержки, установленных для семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий. Признать за ФИО1и ФИО2право на предоставление мер социальной поддержки, установленных для семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий".
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зарайского городского суда Московской области от 18 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Московской области без удовлетворения.
Резолютивную часть решения суда изложить в следующей редакции:
"Исковые требования ФИО1, ФИО2удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Московской области в предоставлении ФИО1и ФИО2в предоставлении мер социальной поддержки, установленных для семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий.
Признать за ФИО1и ФИО2право на предоставление мер социальной поддержки, установленных для семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.