Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Вуколова Т.Б.
судей Фоминой Н.И., Ивановой Т.И.,
при секретаре Мироновой Ю.В.,
с участием прокурора Быхановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 февраля 2013 года апелляционную жалобу Администрации Ногинского муниципального района Московской области на решение Ногинского городского суда Московской области от 25 июля 2012 года по гражданскому делу по иску Ногинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ногинского муниципального района Московской области об обязании создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры,
заслушав доклад судьи Ивановой Т.И.,
УСТАНОВИЛА:
Ногинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ногинского муниципального района Московской области об обязании создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, мотивируя тем, что вход в здание Ногинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Управления Росреестра) не соответствует требованиям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Представитель Администрации Ногинского муниципального района Московской области иск не признал, в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Решением Ногинского городского суда Московской области от 25 июля 2012 года иск удовлетворен.
Не согласившись с постановленным судом решением, представитель Администрации Ногинского муниципального района Московской области обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить как незаконное, необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
В силу ст. 12, 130-133 Конституции РФ органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных ст. 2, 7, 18, 19 Конституции РФ.
В соответствии со ст. 15 Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак- проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно- зрелищным и другим учреждениям).
В силу абз. 3 ч.1 и ч. 2 ст. 3 Закона Московской области от 22 октября 2009г. N121/2009-03 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: административные здания и сооружения органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области
Состояние объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, удовлетворять их потребность в беспрепятственном передвижении в Московской области, а также соответствовать нормам и правилам, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Таким образом, законодательством Московской области публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 года N 73 приняты Строительные нормы и правила - СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", устанавливающие параметры к сооружениям для маломобильных групп граждан, в том числе, для инвалидов.
Согласно требованиям п.3.21 СНиП 35-01-2001 участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки.
Согласно требованиям п. 3.29 СНиП 35-01-2001 максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.
Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - по ширине полосы движения.
Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м.
Согласно требованиям п. 3.32 СНиП 35-01-2001 вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.
Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей её высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.
Из материалов дела усматривается, что здание Ногинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Управления Росреестра) по указанному адресу требованиям п.п. 3.21, 3.29, 3.32 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" не соответствует, а именно: на участке пола перед дверным проемом и лестницей отсутствует предупредительная рифленая или контрастно окрашенная поверхность; высота и уклон пандуса превышают параметры, предусмотренные п. 3.29 СНиП 35-01-2001; отсутствуют ограждения с поручнями лестницы и пандуса на высоте 0,7 м и 0,9 м; отсутствуют дополнительные поручни лестницы (л.д.6-7).
Собственником здания по адресу: "адрес", является Муниципальное образование "Ногинский муниципальный район Московской области" (л.д. 30).
Таким образом, здание Ногинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Управления Росреестра) по указанному адресу находится в муниципальной собственности, по своему назначению относится к объектам социальной инфраструктуры, к которым в силу прямого указания закона должен быть обеспечен беспрепятственный доступ маломобильных групп населения.
Доказательств отсутствия технической возможности оборудовать здание Ногинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Управления Росреестра) в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ суду не представлено, в ходе судебного разбирательства не названо.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений ст. 2, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и пунктов 3.21, 3.29, 3.32 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в силу закона Администрация обязана создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, в связи с чем правомерно обязал ответчика оборудовать вход в здание Ногинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Управления Росреестра) в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, полагает, что они соответствуют положениям материального закона, постановлены с соблюдением требований норм процессуального права, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения.
Довод жалобы о том, что суду не представлены доказательства нарушения органами местного самоуправления интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению, не принимается судебной коллегией, поскольку противоречит условиям исполнения указанного выше Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Иные доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, сводятся к несогласию с выводами суда.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ногинского городского суда Московской области от 25 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Ногинского муниципального района Московской области без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.