Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Анцифировой Г.П.,
судей Фоминой Н.И., Резниковой В.В.,
при секретаре К.Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании от 21 февраля 2013 года апелляционную жалобу Администрации Ногинского муниципального района на решение Ногинского городского суда Московской области от 30 ноября 2012 года по делу по иску Ногинского городского прокурора, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ногинского муниципального района Московской области об обязании создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,
заслушав доклад судьи Фоминой Н.И.
заключение пом. Мсоблпрокурора Коханка К.В., полагавшей, что решение суда законно и обоснованно,
УСТАНОВИЛА:
Ногинский городской прокурор обратился в суд с иском к Администрации Ногинского муниципального района Московской области об обязании создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры.
Просил суд обязать Администрацию Ногинского муниципального района в срок не более 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу установить в здании МБОУ С0Ш N, расположенном по адресу: "адрес"- пандус и поручни у лестницы.
В обоснование иска прокурор ссылается на то, что по результатам прокурорской проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 23.11.1995г. N 181-ФЗ " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Московской области от 18.12.2007г. N 232/1001-03 " Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" здание МБОУ СОШ Nпандусом и поручнями у лестницы не оснащено и выявленные нарушения закона существенно ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование данными объектами социальной инфраструктуры.
Представитель Администрации Ногинского муниципального района возражал против удовлетворения иска ссылаясь на то, что исковое заявление прокурора не содержит ссылки на обращения граждан о нарушении их законных прав и интересов. Прокурором также не представлены доказательства нарушения органами местного самоуправления интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, общества в целом. В связи с чем, считает, что с таким иском, прокурору не предоставлено право на обращение в суд, а потому производство по делу подлежит прекращению согласно абз 1 ст. 220 ГПК РФ.
Представитель третьего лица Управления образования Администрации Ногинского муниципального района разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда.
Представитель МБОУ СОШ Nне явился в судебное заседание, ранее директор в своих объяснениях против иска возражала, доводы аналогичные доводам представителя Администрации Ногинского муниципального района. Кроме того пояснили, что в школе обучаются пять детей-инвалидов, среди которых нет инвалидов-колясочников и обучающиеся дети-инвалиды не относятся к маломобильным группам населения. Обращений родителей по вопросу оборудования в школе пандуса и поручней у входной лестницы в 2011-2012 годах и ранее не было.
Решением Ногинского городского суда Московской области от 30 ноября 2012 года исковые требования прокурора удовлетворены.
С решением суда не согласилась Администрация Ногинского муниципального района и обжалует в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает как постановленного в соответствии с материалами дела и требованиями норм материального и процессуального права.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995г. N 181-ФЗ " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. а также в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
В соответствии со ст. 15 Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В соответствии со ст. 1,2 Закона Московской области от 18.12. 2007г. N 232/1001- 03 " Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области", к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов, а именно пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания относятся объекты и учреждения образования.
Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г. N 73 приняты строительные нормы и правила - СниП 35-01-2001 " Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" устанавливающие параметры к сооружениям для маломобильных групп граждан, в том числе инвалидов.
В соответствии со ст. 31 Закона РФ ОТ 10.07.1992г. N 3266-1 " Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
В силу абз. 3 ч.1 и ч. 2 ст. 3 Закона Московской области от 22 октября 2009г. N121/2009-03 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: административные здания и сооружения органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
Состояние объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, удовлетворять их потребность в беспрепятственном передвижении в Московской области, а также соответствовать нормам и правил".
Из материалов дела следует, что огласно выписки из реестра муниципальной собственности муниципального разования " Ногинский муниципальный район Московской области" от 29 июня 2012 г., представленной Комитетом по управлению имуществом Администрации Ногинского - иципального района, здание МБОУ СОШ N, расположенное по адресу: "адрес"числится в реестре муниципальной собственности Ногинского муниципального района и находится в оперативном управлении муниципального бюджетного учреждения Средняя общеобразовательная школа N.
Данные сведения подтверждаются также выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ N, где правообладателем здания МБОУ СОШ Nявляется муниципальное образование " Ногинский муниципальный район Московской области".
По договору от ДД.ММ.ГГГГзаключенному между Комитетом по управлению имуществом администрации муниципального образования " Ногинский муниципальный район" и МБОУ СОШ Nздание школы передано в оперативное управление МБОУ СОШ N.
Из технического заключения N. выполненного проектно-строительной фирмой " Надежда" следует, что здание МБОУ СОШ N, расположенное по адресу: "адрес"не оснащено пандусом и ограждениями с поручнями для лестницы в соответствии СНиП 35-01=2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, которые необходимо выполнить.
Данное техническое заключение не оспаривалось представителями ответчика и третьих лиц.
Согласно справки Nот ДД.ММ.ГГГГдиректора МБОУ СОШ Nколичественный состав учащихся школы составляет 431 человек, из них, согласно справки директора Nот ДД.ММ.ГГГГобучаются пять детей-инвалидов.
Таким образом, судом установлено, что здание МБОУ СОШ N, где обучаются в том числе дети-инвалиды, не оснащено пандусом и ограждениями с поручнями для лестницы в соответствии со СНиП 35-01-2001 " Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", что является нарушением не только СНиП 35-01-2001, но и ФЗ от 24.11.1995г. N 181-ФЗ " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Московской области от 18.12. 2007г. N 232/1001-03 " Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области".
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что требования прокурора являются законными и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о необходимости прекращения производства по делу согласно абз. 1 ст. 220 ГПК РФ ввиду того, что прокурором не представлено суду доказательств обращений в адрес прокурора граждан о нарушении их законных прав и интересов и не представлено доказательств о нарушении Администрацией прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а следовательно прокурор не вправе обратиться в суд с иском в порядке главы 25 и ст. 45 ГПК РФ суд правильно счел несостоятельными, поскольку прокурор обратился в суд в исковом порядке и действительно в интересах неопределенного круга лиц, а не в порядке главы 25 ГПК РФ.
Кроме того, из материалов дела следует, что в здании школы обучаются в том числе и дети-инвалиды, а маломобильными группами населения могут являться и родители обучающихся детей, а также другие граждане, посещающие школу.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда и получили надлежащую оценку.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ногинского городского суда Московской области от 30 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Ногинского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.