Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Сидорова П.А.,
судей Вострецовой О.А., Бекловой Ж.В.,
при секретаре Гаврилове С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 апреля 2013 года апелляционную жалобу Военного комиссариата Московской области на решение Химкинского городского суда Московской области от 23 января 2013 года,
по делу по иску Криворотенко Сергея Ивановича к Военному комиссариату Московской области об индексации суммы возмещения вреда здоровья, взыскании задолженности,
заслушав доклад судьи Вострецовой О.А.,
объяснения сторон,
УСТАНОВИЛА:
Криворотенко С.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области об индексации суммы возмещения вреда здоровья, взыскании задолженности.
В обоснование заявленных требований указал, что с 22.12.1986 г. по 08.02.1987 г. выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 15.04.196 г. ему была установлена 3 группа инвалидности по причине увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, а при очередном освидетельствовании 10.07.2001 г. ему была установлена утрата трудоспособности в размере 40% (бессрочно), а в связи с ухудшением состояния здоровья 01.07.2004 г. установлена вторая группа инвалидности.
Считает, что в нарушение требований п. 3 Порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2001 г. N 455, ему выплачивалось ежемесячное возмещение вреда здоровью в твердой денежной сумме, а не исходя из заработка, размер ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью также не был проиндексирован с учетом роста МРОТ с 01.07.2000 г. и с 01.01.2001 г., что повлекло нарушение его законных прав на получение возмещения вреда здоровью в полном объеме.
Просил взыскивать с Военного Комиссариата Московской области в его пользу ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью, начиная с 01.11.2012 г. в размере 27407 руб. 92 коп. за счет средств федерального бюджета с учетом дальнейшей индексации в соответствии с действующим законодательством, а также взыскать единовременно задолженность по выплате ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью за период с 02.06.1998 г. по 31.10.2012 г. в размере 1890791 руб. 60 коп. за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика исковые требования не признала, пояснив, что впервые истцу были назначены сумму в возмещении вреда здоровью в 2001 г., т.е. уже после того, как начал действовать с 15.02.2001 г. Федеральный закона N 5-ФЗ, в соответствии с которым ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью определялась в твердом размере и зависела от группы инвалидности.
Решением Химкинского городского суда Московской области от 23 января 2013 года иск удовлетворен.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе ответчик просит его отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое решение незаконным и подлежащим отмене. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены статьей 330 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Названным требованиям постановленное решение не соответствует исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что Криворотенко С.И. с 15.04.1996 г. признан инвалидом третьей группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При освидетельствовании 10.07.2001 г. Химкинским бюро МСЭ ему установлена утрата трудоспособности в размере 40% бессрочно.
С 15.02.2001 г. ему впервые назначена к выплате ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью в размере 500 руб., как инвалиду третьей группы.
Также на основании Постановления Правительства РФ от 08.06.2001 г. N 455 "Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы" Криворотенко С.И. произведена выплата недополученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, за прошлое время со 02.06.1998 г. по 14.02.2001 г. в сумме 79205 руб. 68 коп. При этом выплата произведена исходя из расчетной месячной суммы с учетом требований пункта 3 названного Порядка, т.е. из размера денежного довольствия, действующего на день выплаты.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд исходил из того, что Криворотенко С.И., являясь инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, имеет право на ежемесячные выплаты сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, с момента установления инвалидности и выплата задолженности по указанным суммам ему была произведена в 2001 г. за период со 02.06.1998 г. по 15.02.2001 г. При таких обстоятельствах, по мнению суда первой инстанции, истец вправе претендовать на перерасчет ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда исходя из расчетной месячной суммы с последовательным применением, начиная с 01.07.2000 г. и с 01.01.2001 г., соответствующих коэффициента роста минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации и затем уровня инфляции.
Судебная коллегия полагает данные выводы суда основанными на ошибочном толковании и применении норм материального права по следующим основаниям.
Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены изменения и дополнения в статью 29 базового Закона.
Согласно абзацу третьему п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции абзаца 4 подпункта 1 п. 23 ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 179-ФЗ военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, получающим пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата сумм возмещения вреда, предусмотренного пунктом 25 статьи 14 настоящего Закона, не производится.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1997 г. N 18-П, положение, вытекающее из абзаца четвертого подпункта 1 п. 23 ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 г. и касающееся лишения военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, противоречит статьям 19 (части 1 и 2), 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и утрачивает силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения данного Постановления.
В названном Постановлении также отмечено, что Федеральному Собранию в течение шести месяцев с момента провозглашения Постановления надлежит внести изменения в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24.11.1995 г., вытекающие из данного Постановления.
Соответствующие изменения в п. 2 ст. 29 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены Федеральным законом от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ, закрепившим, что военнослужащие (и приравненные к ним лица), направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 25 ч. 1 ст. 14 указанного Закона, т.е. исходя из твердой суммы в зависимости от группы инвалидности.
В соответствии с частью 1 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона N 5-ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Таким образом, из п. 25 ч. 1 ст. 14 базового Закона в его нормативном единстве с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчислялся из заработка, предоставлено только тем гражданам, которые ранее получали ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью, причиненного вследствие Чернобыльской катастрофы, а лица, впервые, обратившиеся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ, имеют право на получение возмещения вреда только в твердой денежной сумме, что не противоречит Конституции Российской Федерации. Иное исчисление вышеуказанной выплаты названным Законом не предусмотрено.
Из материалов дела усматривается, что ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда здоровью до введения в действие Федерального закона N 5-ФЗ от 12.02.2001 г. Криворотенко С.И. не производились. Впервые выплаты в возмещение вреда здоровью, причиненного при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, истцу назначены с 15.02.2001 г. как инвалиду третьей группы в твердой денежной сумме, которые индексировались с 19.06.2002 г. исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30.12.2001 г. N 194-ФЗ и Федеральным законом от 24.12.2002 г. N 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. 3 Федерального закона от 26.04.2004 г. N 31-ФЗ).
Кроме того, действующее до введения в действие Федерального закона N 5-ФЗ от 12.02.2001 г. законодательство не предусматривало право военнослужащих, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и получающих пенсию за выслугу лет, на получение ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о праве истца на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 2001 года не в твердых денежных суммах, а в ином порядке основаны на ошибочном применении и толковании норм материального права, в связи с чем вынесенное по настоящему делу судебное постановление нельзя признать законными, и оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе Криворотенко С.И. в удовлетворении требований к Военному комиссариату Московской области об индексации суммы возмещения вреда здоровья, взыскании задолженности.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Химкинского городского суда Московской области от 23 января 2013 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым Криворотенко Сергею Ивановичу в удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату Московской области о взыскивании с Военного Комиссариата Московской области в пользу Криворотенко Сергея Ивановича ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью, начиная с 01.11.2012 г. в размере 27407 (двадцать семь тысяч четыреста семь) рублей 92 копеек за счет средств федерального бюджета с учетом дальнейшей индексации в соответствии с действующим законодательством, взыскании с Военного Комиссариата Московской области в пользу Криворотенко Сергея Ивановича единовременно задолженности по выплате ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью за период с 02.06.1998 г. по 31.10.2012 г. в размере 1890791 один миллион восемьсот девяносто тысяч семьсот девяносто один) рублей 60 копеек за счет средств федерального бюджета - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.