Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.
судей Чиченевой Н.А., Бакулина А.А.
при секретаре Трушкине Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 мая 2013 года дело по апелляционной жалобе Галкиной А.В., Галкина Д.А. на решение Подольского городского суда Московской области от 29 ноября 2012 года по заявлению Галкиной А.В., Галкина Д.А. о признании незаконным постановления администрации городского округа Щербинка Московской области от 12.04.2012 N 479 "О предоставлении жилья и постановки на учет, в качестве нуждающихся в жилых помещениях", обязании восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Хлопушиной Н.П., объяснения представителей Галкиной А.В., Галкина Д.А. - Гальперина А.В., Нуруева Р.М.
УСТАНОВИЛА:
Галкина А.В., Галкин Д.А. обратились в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации городского округа Щербинка Московской области от 12.04.2012 N 479 "О предоставлении жилья и постановки на учет, в качестве нуждающихся в жилых помещениях", обязании восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование заявленных требований Галкина А.В., Галкин Д.А. указали, что оспариваемое постановление является незаконным в части снятия семьи Галкиной А.В. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Галкина А.В. с 1981 года зарегистрирована и постоянно проживает в городе Щербинка Московской области по улице Красноармейская, дом 19, квартира 2 вместе с сыном Галкиным Д.А. Трехквартирный дом, в котором расположена указанная квартира, деревянный, одноэтажный, возведен в 1953 году. С 21.12.1989 Галкина А.В. и ее семья были внесены в список очередников на улучшение жилищных условий. По состоянию на 01.01.2011 занимали 35 порядковый номер в очереди. На основании оспариваемого постановления администрации городского округа Щербинки Московской области она (Галкина А.В.) и ее семья (сын - Галкин Д.А.) были исключены
из списка очередников на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, что является, по их мнению, незаконным. Ни она, ни ее сын иного жилого помещения ни в собственности, ни по договору социального найма не имеют. Занимаемая ими квартира находится в неудовлетворительном техническом состоянии и признана бесхозяйным имуществом. При этом, поскольку поставлены на учет они были в 1989 году (то есть до 2005 года) снятие их с учета по п.2 ст. 56 ЖК РФ невозможно в силу закона. Более того, состав, полномочия и порядок работы общественной комиссии по жилищным вопросам определяется нормативно-правовыми актами администрации города. Решение о снятии с учета семьи Галкиных в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий принято постановлением администрации г.о. Щербинка по результатам рассмотрения протокола общественной комиссии по жилищным вопросам. Указанная общественная комиссия по жилищным вопросам является нелегитимной, т.к. постановление главы г.о. Щербинки "О создании общественной комиссии по жилищным вопросам" не является нормативным правовым актом, поскольку не было опубликовано в порядке, предусмотренном Уставом города Щербинки.
Представитель администрации городского округа Щербинка в г.Москве Филькин М.Г. заявленные требования не признал, свои возражения мотивировал тем, что с учетом общей площади жилого помещения, в котором проживают заявители, исходя из установленных нормативов, они признаются обеспеченными жильем, а поэтому подлежат снятию с учета. Факт того, что квартира имеет неопределенный статус, не лишает права заявителей проживать в ней, получая соответствующие льготы. При этом, данный дом обеспечен водо- и газоснабжением. Оспариваемое постановление опубликованию не подлежит.
Решением Подольского городского суда Московской области от 29 ноября 2012 года требования Галкиной А.В., Галкина Д.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Галкина А.В., Галкин Д.А. просят об отмене решения суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель администрации г.о. Щербинка в г. Москве, Галкина А.В., Галкин Д.А. не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 1 статьи 260.1 названного Закона, неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 56 Жилищного Кодекса РФ предусмотрен перечень оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Одним из оснований является утрата ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Как усматривается из материалов дела, Галкина А.В., Галкин Д.А. зарегистрированы по месту жительства и фактически проживают по адресу: Московская область, город Щербинка, улица Красноармейская, дом 19, квартира 2, что подтверждается выпиской из домовой книги.
Жилое помещение расположено в одноэтажном трехквартирном доме, является изолированным, его общая площадь составляет 41,9 кв.м, в том числе, помещений вспомогательного использования - 4,1 кв.м, общая площадь 37,8 кв.м, из нее жилая - 26,2, подсобная 11,6 кв.м, что подтверждается техническим паспортом квартиры.
21.02.1989 семья Галкиных принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением Подольского городского суда Московской области от 14.12.2011 заявление Галкиной А.В., Галкина Д.А. удовлетворены в полном объеме, суд обязал администрацию г.Щербинки Московской области осуществить действия по постановке на учет в ГУ Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области как бесхозяйного имущества квартиры N3 (ранее, до изменения нумерации, квартира N2) в д. 19 по ул.Красноармейская г.Щербинки Московской области. Данное решение вступило в законную силу.
По мнению заявителей, квартира, расположенная по адресу: городской округ Щербинка, ул.Красноармейская, д.19, кв.3, является по вышеуказанному решению суда от 14.12.2011 безхозяйной, что само по себе является основанием для нахождения их на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Статьей 52 Жилищного кодекса РФ предусмотрены основания для постановки на учет граждан. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Постановка на учет в качестве бесхозяйного имущества предполагает в дальнейшем определения собственника в порядке, предусмотренной Главой 33 ГПК РФ.
Действующим законодательством основания для постановки на учет жилищным законодательством вследствие признания жилого помещения бесхозяйным не предусмотрено.
Доводы заявителей о несоответствии состояния квартиры санитарным и техническим требованиям не нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, соответствующих доказательств представлено не было.
04.04.2012 на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам в г.Щербинке Московской области принято решение семью Галкиной А.В., состоящей из двух человек, проживающую по адресу: город Щербинка, улица Красноармейская, "адрес"на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ (обеспечены жилой площадью) исключить из списка очередников на улучшение жилищных условий, что подтверждается выпиской из протокола N 2.
Данная общественная комиссия по жилищным вопросам была создана на основании постановления главы городского округа Щербинка N 22 от 16.01.2012 в целях ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
12.04.2012 глава городского округа Щербинка, рассмотрев указанный протокол общественной комиссии N2 от 04.04.2012 постановил, исключить из списка очередников на улучшение жилищных условий семью Галкиной А.В., состоящей из двух человек, проживающую по адресу: город Щербинка, улица Красноармейская, "адрес", на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ, о чем было принято постановление N 479 от 12.04.2012 "О предоставлении жилья и постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
В соответствии с положением о порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма в городе Щербинке (Приложение N1 к Решению Совета депутатов городского округа Щербинка Московской области от 27.11.2007 N 18840), учетная норма и норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в качестве нуждающихся в жилых помещениях для принятия на учет граждан определяется решением Совета депутатов г.Щербинки в муниципальном жилищном фонде городского округа Щербинка.
Согласно решению Совета депутатов г. Щербинка N503/142 от 26.01.2006 учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади помещения на одного человека.
Из материалов личного дела состоящей в очереди на улучшение жилищных условий Галкиной А.В. усматривается, что квартира N3 (ранее N2) в доме N 19 по улице Красноармейская в г. Щербинка Московской области была предоставлена для проживания Галкиной А.В. с семьей. На момент предоставления указанный дом принадлежал Центральной лесоустроительной экспедиции. На момент постановки Галкиной А.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в спорной квартире были зарегистрированы 6 человек: Галкин В.И., Галкин А.И., Галкина А.В., Галкин Д.А., Галкина В.В, Галкина М.В.
В настоящее время, в указанной квартире зарегистрированы только 2 человека - Галкина А.В. и Галкин Д.А. Общая площадь спорного жилого помещения составляет 37,8 кв. м, т.е. на каждого из 2 зарегистрированных лиц приходится по 18,9 кв.м.
Из указанных обстоятельств следует, что Галкина А.В. и Галкин Д.А. утратили основания, дающие им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Они обеспечены жилой площадью в размере, превышающем размер, дающий право на постановку на учет нуждающихся в получении жилого помещения.
Решение о снятии Галкиной А.В., Галкина Д.А. с учета принято компетентным органом в соответствии с требованиями закона.
Оснований для признания недействительным в части снятия Галкиной А.В., Галкина Д.А. с учета постановления администрации городского округа Щербинка Московской области N 479 от 12.04.2012 "О предоставлении жилья и постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" не имеется.
Поскольку постановление администрации городского округа Щербинка Московской области N 479 от 12.04.2012 в указанной части признано законным и обоснованным, отсутствуют основания для обязания администрации городского округа Щербинка в г. Москве восстановить семью Галкиных в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Довод заявителей о том, что постановление главы городского округа Щербинки от 16.01.2012 N 22 "О создании общественной комиссии по жилищным вопросам в городе Щербинке Московской области" не является нормативным правовым актом, поскольку не было опубликовано в порядке, предусмотренном Уставом города Щербинки, в связи с чем Общественная комиссия по жилищным вопросам не правомочна была принимать решение по снятию заявителей с учета, несостоятелен и правильно не принят судом во внимание.
Постановление администрации городского округа Щербинка Московской области "О создании общественной комиссии по жилищным вопросам в городе Щербинке Московской области" не является нормативным правовым актом, поскольку не отвечает существенным признакам, характеризующим правовой акт как нормативный, а именно, не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для
неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо изменение или прекращение существенных правоотношений.
Требование об опубликовании данного постановления на него не распространяется.
При таких обстоятельствах решение суда законное и оснований для ее отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы являются аналогичными заявлению, были предметом рассмотрения суда первой, получили оценку со стороны суда и не свидетельствуют о наличии нарушений закона, которые могут повлечь отмену решения суда, направлены на иное толкование закона и переоценку доказательств, которые исследованы судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Довод апелляционной жалобы, что судом не дана оценка постановлению главы городского округа Щербинка Московской области от 30.12.2009 N 825 "Об утверждении Положения об общественной комиссии по жилищным вопросам администрации городского округа Щербинка" несостоятельный.
Как усматривается из материалов дела, заявители, оспаривая законность постановления о снятии с учета нуждающихся в получении жилья, указывали, что постановление администрации городского округа Щербинка Московской области "О создании общественной комиссии по жилищным вопросам в городе Щербинке Московской области" не подлежит применению, как не опубликованное в установленном законом порядке.
При этом на постановление главы городского округа Щербинка Московской области от 30.12.2009 N 825 "Об утверждении Положения об общественной комиссии по жилищным вопросам администрации городского округа Щербинка", утвердившим указанное Положение, не ссылались.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Подольского городского суда Московской области от 29 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.