Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.
судей Бакулина А.А., Чиченевой Н.А.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе Симоням Р.А. на решение Ногинского городского суда Московской области от 07 ноября 2012 года по заявлению Симонян Р.А. о признании незаконным бездействие Правительства Московской области по не принятию решения о включении земельного участка в границы населенного пункта д. Степаново, обязании включить земельный участок в границы населенного пункта.
Заслушав доклад судьи Хлопушиной Н.П., объяснения представителя правительства Московской области - Горячевой Ю.И.
УСТАНОВИЛА:
Симонян Р.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействие Правительства Московской области по не принятию решения о включении земельного участка в границы населенного пункта д. Степаново, обязании включить земельный участок в границы населенного пункта дер. Степаново Ногинского района Московской области земельного участка, с кадастровым номером N, распложенного по адресу: Московская область, Ногинский район, дер. Степаново, "адрес".
В обоснование заявленных требований Симонян Р.А. указала, что на основании постановления главы Ногинского района Московской области N 626 от 22.03.1999 ей на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 2918 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Ногинский район, с/пос. Степановское, д. Степаново, "адрес", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
21.03.2011 заявитель обратилась к главе сельского поселения Степановское с заявлением о включении ее земельного участка в границы населенного пункта д.Степаново сельского поселения Степановское Ногинского муниципального района, с приложением пакета необходимых документов с целью последующей их передачи в Правительство Московской области для принятия решения. Однако до настоящего времени решения о включении ее земельного участка в границы населенного пункта в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2011 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" не принято.
14.12.2011 Симонян Р.А. получен ответ Министерства имущественных отношений Московской области, в котором предлагалось главе Степановской администрации уточнить возможность и целесообразность включения земельного участка в границы д. Степаново и изменения вида его разрешенного использования с учетом заключений Главархитектуры Московской области и позиции органа местного самоуправления Ногинского муниципального района.
Предложение Министерства имущественных отношении Московской области об уточнении возможности и целесообразности включения земельных участков в границы населенных пунктов, по мнению Симонян Р.А., является необоснованным, поскольку такие действия не входят в полномочия и компетенцию Министерства имущественных отношений Московской области.
В феврале 2012 Симонян Р.А. получен ответ главы сельского поселения Степановское Ногинского муниципального района Московской области от 30.01.2012, согласно которому указанный земельный участок располагается в зоне шумового воздействия от автомобильного транспорта, планируемой к строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги и планируемой к реконструкции автомобильной дороги регионального значения "ММК - Ликино - Дулево", перевод земельных участков в границы д. Степаново не представляется возможным. Также из ответа главы Степановской администрации от 30.01.2012 следует, что проектом схемы территориального планирования Ногинского муниципального района, находящегося в стадии согласования, рассматриваемая территория не предусматривается под застройку.
По мнению Симонян Р.А., бездействие правительства Московской области, выразившееся в непринятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта д. Степаново, является незаконным, необоснованным и нарушающим ее права.
Представитель Правительства Московской области Горячева Ю.И. заявление Симонян Р.А. не признала.
Представитель администрации Ногинского муниципального района Московской области Третьякова Т.Г. так же полагала требования Симонян Р.А. не подлежащими удовлетворению.
Решением Ногинского городского суда Московской области от 07 ноября 2012 года требования Симонян Р.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Симонян Р.А. просит об отмене решения суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции Симонян Р.А., представитель администрации с.п. Степановское, представитель министерства имущественных отношений, представитель управления архитектуры и градостроительства Московской области, представитель администрации Ногинского района не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 1 статьи 260.1 названного Закона, неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1. Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ) до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
В случае необходимости установления или изменения видов разрешённого использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов (часть 2 статьи 4.1. Федерального закона N 191-ФЗ).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172- ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель из одной категории в другую.
В силу части 3 статьи 4.1. Федерального закона N 191-ФЗ, законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или изменении видов разрешенного использования с учетом требований данного Федерального закона.
Законом Московской области от 7 июня 1996 года N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области" установлен порядок отнесения земель или земельных участков в составе таких земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.
Статьей 4 Закона Московской области от 7 марта 2007 года N 36/2007-03 "О Генеральном плане развития Московской области" установлены приоритетные пространственные преобразования в Московской области, одним из которых является реконструкция и новое строительство федеральных, областных и местных автомобильных дорог, включая Центральную кольцевую автомобильную дорогу, развязок автомобильных дорог на разных уровнях, автодорожных обходов крупных городов, пересечений на разных уровнях федеральных и областных автомобильных дорог и центральных улиц в городах с железными дорогами, развитие речных портов, аэропортов и терминальных комплексов.
Законом Московской области N 23/96-03 (статья 3) установлено, что правовые акты о включении земельных участков в границы населенных пунктов или об исключении из границ населенных пунктов, об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков в случаях включения таких участков в границы населенных пунктов или исключения из границ населенных пунктов, принимает Правительство Московской области.
При этом в силу подпункта 4 пункта 13.1 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 года N 842/27, подготовка предложений Правительству Московской области по включению земельных участков в границы населенных пунктов или исключению земельных участков из границ населенных пунктов и по установлению или изменению видов разрешенного использования земельных участков относится к полномочиям Министерства имущественных отношений Московской области.
Правительством Московской области соответствующее решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов принимается в порядке, установленном распоряжением Губернатора Московской области от 12 мая 2009 года N 209-РГ "О порядке согласования проектов постановлений Правительства Московской области о включении земельных участков в границы населенных пунктов".
В соответствии с данным распоряжением, проекты постановлений Правительства Московской области о включении земельных участков в границы населенных пунктов подлежат направлению для согласования в различные органы исполнительной государственной власти Московской области специальной компетенции (должностным лицам), в том числе начальнику Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области.
Согласно пункту 4 части 6 статьи 5 Закона Московской области N 23/96-03 в состав документов, необходимых для принятия решения о переводе земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, обязательно включается согласование центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в сфере архитектуры и градостроительной деятельности.
На основании части 6.2 статьи 5 Закона Московской области N 23/96-03 решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельных участков принимается Правительством Московской области с учетом мнения органов местного самоуправления муниципальных районов. В целях получения данного мнения уполномоченный орган Московской области в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявления, направляет информацию о заявлении в органы местного самоуправления муниципального района.
При этом учет мнения органа местного самоуправления муниципальных районов не является дополнительным согласованием.
Запрета на получение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации у органов местного самоуправления муниципальных районов подобного мнения в федеральном законодательстве не содержится.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как усматривается из материалов дела, на основании постановления главы Ногинского района Московской области N 626 от 22.03.1999 "О предоставлении земельных участков под ЛПХ акционерам ПСХ "Фрязево"" Симонян Р.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 2720 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Ногинский район, с/пос. Степановское, д. Степаново, "адрес", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
21.03.2011 Симонян Р.А. обратилась к главе сельского поселения Степановское с заявлением о включении ее земельного участка в границы населенного пункта д. Степаново сельского поселения Степановское Ногинского муниципального района с приложением пакета необходимых документов с целью последующей их передачи в Правительство Московской области для принятия решения.
Как установил суд, 21.04.2011 глава Ногинского района направил Губернатору Московской области письмо о рассмотрении вопроса о возможности включения в границу д. Степаново земельного участка площадью 2918 кв.м., принадлежащего на праве собственности Симонян Р.А.
На данное письмо получен ответ Министерства имущественных ношений Московской области от 06.06.2011 N ИС-7226 с указанием недостатков в оформлении документов.
Письмом от 20.06.2011 глава сельского поселения Степановское возвратил документы Симонян Р.А. для устранения замечаний.
16.09.2011 в адрес главы сельского поселения Степановское поступило письмо министра имущественных отношений Московской области от 12.09.2011 N ИС- 12265 и возвращено заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта.
27.09.2011 Симонян Р.А. повторно обратилась к главе сельского поселения Степановское с заявлением о включении земельного участка в черту населенного пункта.
06.10.2011 года Губернатору Московской области повторно направлены необходимые документы, дополнительное заявление 24.10.2011 направлено министру имущественных отношений Правительства Московской области.
Письмом Министерства имущественных отношений Московской области от 14.12.2011 N ИС-17429 были возвращены все документы, а также сообщено, что проект постановления направлен для согласования в Главархитектуру Московской области.
Согласно заключению Главархитектуры Московской области, рассматриваемый земельный участок расположен в границах зоны с особыми условиями использования. Кроме того, проектом схемы территориального планирования Ногинского муниципального района, рассматриваемая территория не предусматривается под застройку. Также имеется мнение главы Ногинского муниципального района о нецелесообразности включения земельных участков в границы деревни Степаново.
30.01.2012 все документы возвращены заявителю.
Довод Симонян Р.А., что Правительство Московской области не должно было при принятии решения о включении или не включении земельного участка в границы дер. Степаново основываться на заключении о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, поскольку, по ее мнению, это противоречит положениям действующего законодательства, несостоятельный и правильно не принят судом во внимание.
Судом установлено, что заявление Симонян Р.А. о включении ее земельного участка в границы дер. Степаново Ногинского района Московской области изначально было рассмотрено главой сельского поселения Степановское, затем Министерством имущественных отношений Московской области. На основании представленных документов, Министерством имущественных отношений подготовлен проект Постановления Правительства Московской области о включении указанного земельного участка в границу населенного пункта.
Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим деятельность в сфере архитектуры и ряда направлений градостроительной деятельности.
В силу пунктов 12.8, 12.15 Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области, утверждённого постановлением Правительства Московской области от 14 ноября 2007 года N 858/28 "Об утверждении Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области", Главное управление осуществляет регистрацию и хранение материалов Генерального плана развития Московской области (куда включаются карты, схемы, в том числе территориального планирования транспортного обслуживания Московской области), согласовывает и готовит заключения о возможности перевода земель из одной категории в другую.
Письмом Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 28.11.2011 N 3/1590 по вопросу согласования проекта постановления Правительства Московской области о включении земельного участка, принадлежащего на праве собственности Симонян Р.А., в границы д. Стёпаново сельского поселения Степановское Ногинского муниципального района Московской области под размещение индивидуального жилищного строительства было сообщено что схема территориального планирования Ногинского муниципального района и Генеральный план сельского поселения Степановское Ногинского муниципального района в настоящее время не утверждены. Земельный участок расположен в границах зон с особыми условиями использования территории - зоне шумового воздействия от автомобильного транспорта, планируемой к строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги и планируемой к реконструкции автомобильной дороги регионального значения "ММК - Ликино - Дулево". Схемой территориального планирования Ногинского муниципального района, находящейся в стадии согласования, рассматриваемая территория не предусматривается под застройку (земли сельскохозяйственного назначения).
Поскольку в заключении администрации сельского поселения Степановское о возможности и целесообразности включения земельных участков в границы населенного пункта отсутствует обоснование возможности размещения рассматриваемого земельного участка в зонах с особыми условиями использования территории, Главным управлением было предложено органам местного самоуправления доработать материалы заключения о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы д. Степаново под цели индивидуального жилищного строительства с учетом мероприятий по территориальному планированию развития Московской области. Также было предложено учесть мнение главы Ногинского муниципального района Московской области Лаптева В.Н. о необходимости обеспечения планируемой застройки объектами инженерно - транспортной и социальной инфраструктуры.
Документы в отношении земельного участка, принадлежащего на праве собственности Симонян Р.А., Министерством имущественных отношений Московской области были возвращены в сельское поселение Степановское для уточнения возможности и целесообразности включения земельного участка в границы д. Степаново и изменения вида его разрешенного использования с учетом заключения Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области и позиции органа местного самоуправления Ногинского муниципального района Московской области.
Повторно документы по вопросу включения земельного участка, принадлежащего Симонян Р.А., в границы деревни Стёпаново в Правительство Московской области, также как и в Министерство имущественных отношений Московской области не поступали.
Поскольку не принятие решения о включении или не включении земельного участка Симонян Р.А. в границы дер. Степаново в установленный законом срок было обусловлено необходимостью получения заключения о целесообразности либо нецелесообразности включения указанного земельного участка в границы указанного населенного пункта, а также получением иных согласований, несостоятельными являются доводы Симонян Р.А. о наличии со стороны Правительства Московской незаконного бездействия, нарушающего права заявителя.
Требования Симонян Р.А. об обязании Правительства Московской области принять решение о включении в границы населенного пункта дер. Степаново Ногинского района Московской области земельного участка, с кадастровым номером N, распложенного по адресу: Московская область, Ногинский район, дер. Степаново, "адрес", правильно признаны судом не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием в качестве недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия). Задача суда состоит не в том, чтобы вмешиваться в деятельность органа государственной власти, а в том, чтобы устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод гражданина, если они имели место быть.
Поскольку вопрос о целесообразности включения или не включения земельного участка в границы населенного пункта дер. Степаново Ногинского района Московской области выходит за рамки полномочий суда и суд не вправе обязывать Правительство Московской области в данном случае принимать решение о включении земельного участка заявителя в границы населенного пункта дер. Степаново Ногинского района Московской области, требования Симонян Р.А. правильно оставлены судом без удовлетворения.
Решение суда законное и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ногинского городского суда Московской области от 07 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.