Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Бакулина А.А., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Трушкине Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 07 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Администрации Красногорского муниципального района Московской области на решение Красногорского городского суда Московской области от 26 ноября 2012 года по заявлению Красногорского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Красногорского муниципального района Московской области, возложении обязанности совершить определенные действия,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
УСТАНОВИЛА:
Красногорский городской прокурор Московской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Красногорского муниципального района Московской области, возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявления указано, что Красногорской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения Администрацией Красногорского муниципального района Московской области требований законодательства о социальной защите детей-инвалидов. В результате проверки установлено, что на территории Красногорского муниципального района Московской области отсутствуют специализированные общеобразовательные учреждения для детей-инвалидов. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ N 12, расположенное по адресу: *********, является объектом социальной инфраструктуры, основная цель деятельности которого - организация образовательного процесса. В нарушение требований действующего законодательства в здании МБОУ СОШ N 12 отсутствуют специально оборудованные лестницы, пандусы для детей-инвалидов, использующих кресла-коляски, что препятствует несовершеннолетним на равных условиях обучаться в данном учреждении. Кроме этого МБОУ СОШ N 12 является избирательным участком.
Здание по указанному адресу значится в реестре муниципальной собственности Красногорского муниципального района Московской области и передано данному образовательному учреждению в оперативное управление. Администрация Красногорского муниципального района Московской области допускает неправомерное бездействие в вопросе создания необходимых условий для пребывания и обучения детей-инвалидов в здании Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ N 12, нарушая их права и интересы.
В судебном заседании прокурор Князев А.Г. требования поддержал, просил заявление удовлетворить.
Представитель Администрации Красногорского муниципального района Московской области Барков А.Н. с заявлением не согласился, пояснив, что создание в настоящее время условий для доступа в здание школы инвалидов возможно только при его реконструкции или строительстве нового здания школы. Однако в данном случае ни реконструкции, ни нового строительства не осуществляется. Денежные средства для обустройства доступа инвалидов в здание выделяются Администрацией при наличии заявки от муниципального учреждения, такой заявки от МБОУ СОШ N 12 не было.
МБОУ СОШ N 12 своего представителя в суд не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 26 ноября 2012 года заявление Красногорского городского прокурора Московской области удовлетворено.
В апелляционной жалобе Администрация Красногорского муниципального района Московской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность, необоснованность, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела усматривается, что Красногорской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения Администрацией Красногорского муниципального района Московской области требований законодательства о социальной защите детей-инвалидов.
В результате проверки установлено, что на территории Красногорского муниципального района Московской области отсутствуют специализированные общеобразовательные учреждения для детей-инвалидов. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ N 12, расположенное по адресу: *********, является объектом социальной инфраструктуры, основная цель деятельности которого - организация образовательного процесса. В нарушение требований действующего законодательства в здании МБОУ СОШ N 12 отсутствуют специально оборудованные лестницы, пандусы для детей-инвалидов, использующих кресла-коляски, что препятствует несовершеннолетним на равных условиях обучаться в данной школе. Кроме этого МБОУ СОШ N 12 является избирательным участком.
Здание по указанному адресу включено в реестр муниципальной собственности Красногорского муниципального района Московской области и передано образовательному учреждению в оперативное управление.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В силу ст. 19 Закона государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.
Согласно ст. 17.2 Закона Московской области от 30.04.2009 N 41/2009-ОЗ "Об образовании" детям-инвалидам создаются условия для пребывания в образовательных учреждениях в Московской области, реализующих образовательные программы общего образования.
По смыслу статей 3, 4, 6 Закона Московской области от 22.10.2009 N 121/2009-ОЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, объекты образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; состояние объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, удовлетворять их потребности в беспрепятственном передвижении, а также соответствовать нормам и правилам, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться специальными приспособлениями и оборудованием, в том числе, пандусами и поручнями у лестниц при входах в здание.
Финансирование мероприятий по созданию условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Московской области и бюджетах муниципальных образований Московской области. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящихся к расходам бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны оборудоваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.
Проанализировав положения действующего законодательства, исследовав фактические обстоятельства и доводы участников процесса, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в обязанности органов местного самоуправления входит создание условий детям-инвалидам для беспрепятственного доступа и обучения в образовательных учреждениях.
Поскольку со стороны Администрации Красногорского муниципального района Московской области усматривается бездействие по обеспечению доступа инвалидов в здание Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ N 12, здание школы значится в реестре муниципальной собственности Красногорского муниципального района Московской области, требования Красногорского городского прокурора Московской области обоснованно признаны судом подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы Администрации Красногорского муниципального района Московской области по существу сводятся к переоценке фактических обстоятельств дела, собранных доказательств, иному, нежели у суда, толкованию норм материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям, вследствие чего не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногорского городского суда Московской области от 26 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Красногорского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.