Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Вороновой М.Н., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Макаровой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 мая 2013 года апелляционную жалобу Полякова А.К. на решение Щелковского городского суда Московской области от 06 декабря 2012 года по делу по заявлению Администрации города Фрязино Московской области о признании незаконным требования судебного пристава-исполнителя СМО по ИОВИП УФССП России по Московской области Гапоновой Н.Е. от 24.09.2012.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Администрация города Фрязино Московской области обратилась в суд с заявлением о признании незаконным требования от 24.09.2012 судебного пристава-исполнителя СМО по ИОВИП УФССП России по Московской области Гапоновой Н.Е. исполнить требования исполнительного документа в рамках исполнительного производства N Nв срок до 08.10.2012.
Свои требования мотивировала тем, что на исполнении СПИ СМО по ИОВИП УФССП по МО находится исполнительное производство N Nоб обязании Администрации г. Фрязино обеспечить Полякова "данные изъяты"жилым помещением в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Письмом от 05.04.2012 должник уведомил СПИ об исполнении требований исполнительного документа в части, касающейся органа местного самоуправления, разъяснив, что после поступления средств из федерального бюджета Поляков А.К. будет обеспечен жилым помещением; тем не менее, СПИ направил в адрес администрации оспариваемое требование, возложив на должника обязанности, не предусмотренные законом и судебным актом.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Судебный пристав-исполнитель СМО по ИОВИП УФССП России по Московской области Гапонова Н.Е. не возражала против удовлетворения заявления, пояснив, что направленное ею требование утратило свою актуальность, так как в настоящее время изменен способ исполнения решения суда (предмет исполнения).
Взыскатель Поляков А.К. в судебное заседание не явился.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 06 декабря 2012 года заявление Администрации г. Фрязино удовлетворено: оспариваемое требование судебного пристава-исполнителя признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Поляков А.К. просит об отмене данного решения, ссылаясь на существенное нарушение судом первой инстанции норм процессуального права.
В соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ определением судебной коллегии от 22.04.2013 настоящее гражданское дело было принято к рассмотрению судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции.
Участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц с учетом положений ч. 2 ст. 257 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит постановленное по делу решение подлежащим отмене на основании ч. 4 ст. 330 ГПК РФ в силу нижеследующего.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Из материалов дела усматривается, что взыскатель Поляков А.К. не был надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, назначенного на 06.12.2012.
Данный участник процесса, не будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного разбирательства, был лишен возможности отстаивать свою позицию по возникшему спору, вследствие чего был нарушен принцип состязательности гражданского процесса.
При таких данных постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Разрешая возникший спор по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия установила следующее.
Из материалов дела следует, что в производстве судебного пристава-исполнителя СМО по ИОВИП УФССП по Московской области находится исполнительное производство N N, возбужденное 16.03.2012 в отношении Администрации города Фрязино Московской области; предмет исполнения - обязание обеспечить взыскателя Полякова А.К. жилым помещением в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Письмами от 05.04.2012 должник уведомил судебного пристава-исполнителя о том, что постановлением Администрации г. Фрязино от 22.03.2012 N 171 (копия прилагалась) Поляков А.К. был принят на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении; кроме того, в Министерство ЖКХ МО направлена информация о принятии Полякова А.К. на соответствующий учет, а также пакет документов, подтверждающих отнесение гражданина к соответствующей категории в целях внесения в Сводный список N 1 по Московской области (копия письма в Министерство ЖКХ МО прилагалась).
По утверждению заявителя, Поляков А.К. включен в вышеуказанный Сводный список.
Тем не менее, 24.09.2012 СПИ Гапонова Н.Е. вынесла в адрес Администрации города Фрязино требование об исполнении в срок до 08.10.2012 требований исполнительного документа об обеспечении Полякова А.К. жилым помещением в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" (л.д. 9).
В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 6 Закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
При этом в силу ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Согласно п. 4 ст. 23.2 Федерального закона субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 5 ст. 23.2 Закона). Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 23.2 Закона).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Московской области от 26.07.2006 N 125/2006-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" формирование списков граждан, указанных в статье 1 данного закона (т.е. граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма за счет средств федерального бюджета), осуществляется органами местного самоуправления. Списки ежемесячно уточняются органами местного самоуправления и при наличии изменений, но не реже одного раза в год, представляются в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, проводящий на территории Московской области государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Такой уполномоченный орган по мере поступления уточненных списков, представленных органами местного самоуправления, но не реже одного раза в год, формирует соответствующие сводные списки таких граждан, утверждает их и направляет в федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 4.1 Закона средства, поступающие из федерального бюджета для финансирования расходов по обеспечению граждан жилыми помещениями (далее - средства федерального бюджета), предусматриваются в расходах бюджета Московской области в виде субвенций муниципальным образованиям Московской области (далее - муниципальные образования) на реализацию передаваемых государственных полномочий (далее - субвенция).
Расчет субвенции осуществляется уполномоченным органом и представляется в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, проводящий на территории Московской области государственную политику в финансовой, бюджетной, кредитной и налоговой сферах (далее - центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, проводящий государственную политику в финансовой, бюджетной, кредитной и налоговой сферах), для уточнения расходов бюджета Московской области в текущем финансовом году или планирования расходов бюджета Московской области на очередной финансовый год.
Жилые помещения или социальные выплаты предоставляются гражданам в соответствии с очередностью, установленной Сводным списком 1 и Сводным списком 2, указанными в статье 3 настоящего Закона (ст. 5 Закона МО от 13.07.2007 N 109/2007-ОЗ).
Таким образом, обладая определенной компетенцией в сфере реализации государственной функции по обеспечению жильем ветеранов ВОВ, Администрация города Фрязино на момент вынесения оспариваемого требования в полном объеме выполнила свои обязанности. Дальнейший этап обеспечения ветерана Полякова А.К. жилым помещением может быть реализован только после поступления денежных средств из федерального бюджета.
В этой связи требование СПИ от 24.09.2012, адресованное Администрации г. Фрязино, исполнить требования исполнительного документа об обеспечении Полякова А.К. жилым помещением в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" в срок до 08.10.2012 является незаконным; более того, его исполнение не зависело от воли и усмотрения должника.
При таких обстоятельствах, отменив решение суда первой инстанции, судебная коллегия постановляет по делу решение об удовлетворении заявления Администрации города Фрязино о признании незаконным требования от 24.09.2012 судебного пристава-исполнителя СМО по ИОВИП УФССП России по Московской области Гапоновой Н.Е.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щелковского городского суда Московской области от 06 декабря 2012 года отменить.
Заявление Администрации города Фрязино Московской области удовлетворить: признать незаконным требование от 24.09.2012 судебного пристава-исполнителя СМО по ИОВИП УФССП России по Московской области Гапоновой Н.Е., адресованное Администрации города Фрязино, об исполнении в срок до 08.10.2012 требований исполнительного документа об обеспечении Полякова Алексея Карповича жилым помещением в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.