Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Терещенко А.А.,
судей Вороновой М.Н., Варламовой Е.А.,
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 мая 2013 года апелляционную жалобу Жареновой Н.Н. на решение Ногинского городского суда Московской области от 30 октября 2012 года по делу по иску Жареновой "данные изъяты"к Главе муниципального образования "Сельское поселение Степановское" и к Правительству Московской области о признании незаконным заключения органа местного самоуправления и постановления Правительства Московской области по вопросу включения земельного участка в границы населенного пункта.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя Правительства Московской области - Рыжовой О.Т.,
УСТАНОВИЛА:
Жаренова Н.Н. обратилась в суд с иском к Главе муниципального образования "Сельское поселение Степановское" и к Правительству Московской области о признании незаконным заключения органа местного самоуправления и постановления Правительства Московской области по вопросу включения земельного участка в границы населенного пункта.
В обоснование заявленных требований указала, что ей на праве собственности на основании договора купли-продажи принадлежит земельный участок с кадастровым номером Nобщей площадью "данные изъяты"кв.м по адресу: Московская область, "адрес", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ЛПХ.
18.04.2011 она обратилась с заявлением на имя Главы сельского поселения Степановское о включении ее земельного участка в границы населенного пункта - дер. Есино Ногинского района Московской области.
30.05.2011 главой сельского поселения в адрес Губернатора Московской области было направлено заключение N 805 о невозможности и нецелесообразности включения в границы заселенного пункта - деревни Есино сельского поселения Степановское Ногинского района Московской области - вышеуказанного земельного участка. Поводом для отказа послужило то обстоятельство, что спорный земельный участок примыкает к черте населенного пункта дер. Есино, однако в соответствии с документами территориального планирования не намечается к дальнейшему развитию территории сельского поселения; кроме того, земельный участок находится в водоохраной зоне, и жители дер. Есино возражают против перевода земельных участков в черту населенного пункта.
На основании данного заключения Правительство Московской области вынесло постановление N 1014/36 от 14.09.2012 "Об отказе в принятии решения о включении земельного участка в границы дер. Есино сельского поселения Степановское Ногинского муниципального района Московской области".
По мнению заявительницы, оспариваемые акты являются незаконными и необоснованными, нарушают ее права и интересы, поскольку принадлежащий ей на праве собственности земельный участок мало пригоден для сельскохозяйственного производства, и целесообразнее было бы его использовать под ИЖС. Кроме того, ранее ее земельный участок входил в состав земельного участка, отведенного АООТ "Машиностроительный завод", который планировали использовать именно под ЛПХ с малоэтажной застройкой, однако этот вопрос до конца так и не был разрешен.
В судебном заседании представитель Жареновой Н.Н. поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица - Главы сельского поселения Степановское возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на законность обжалуемого решения.
Представитель Правительства Московской области исковые требования не признал по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица - Министерства имущественных отношений Московской области - в судебное заседание не явился.
Решением Ногинского городского суда Московской области от 30 октября 2012 года заявление Жареновой Н.Н. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Жаренова Н.Н. просит об отмене данного решения.
Проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с требованиями ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления:
1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении;
2) проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.
Орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи.
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
При этом в силу ч. 20 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, в том числе в случае, если в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступило заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта либо исключения земельного участка из границы населенного пункта и установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка от органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, - от органа местного самоуправления муниципального района.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель из одной категории в другую.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" Правительство Московской области принимает правовые акты о включении земельных участков в границы населенных пунктов или об исключении земельных участков из границ населенных пунктов.
Как следует из материалов дела, Жареновой Н.Н. на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка от 29.07.2008 принадлежит земельный участок с кадастровым номером Nобщей площадью "данные изъяты"кв.м по адресу: Московская область, Ногинский район, "адрес", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения ЛПХ. Строений на земельном участке Жареновой Н.Н. не имеется.
До настоящего времени генплан с\п Степановское и схема территориального планирования поселения не утверждены.
18.04.2011 Жаренова Н.Н. обратилась к Главе сельского поселения Степановское с заявлением о включении её земельного участка в границы населенного пункта дер. Есино Ногинского района Московской области (л.д. 11-12). Главой муниципального образования "Сельское поселение Степановское" в адрес Губернатора Московской области было направлено заключение от 30.05.2011 за N 805 о невозможности и нецелесообразности включения в границы населенного пункта деревни Есино сельского поселения Степановское Ногинского района Московской области вышеуказанного земельного участка (л.д. 13).
При этом орган местного самоуправления исходил из того, что земельный участок Жареновой Н.Н. примыкает к черте населенного пункта д. Есино, однако в соответствии с документами территориального планирования не намечается к дальнейшему развитию территории сельского поселения, что будет учтено в генеральном плане. Кроме того, земельный участок Жареновой Н.Н. находится в водоохраной зоне, от жителей деревни Есино в администрацию сельского поселения поступили заявления с просьбой о недопущении перевода земельных участков в черту населенного пункта, так как они находятся между двух проточных прудов.
На основании вышеуказанного заключения Правительством Московской области 14.09.2011 было вынесено постановление N 1014/36 "Об отказе в принятии решения о включении земельного участка в границы дер. Есино сельского поселения Степановское Ногинского муниципального района Московской области" (л.д. 14).
Разрешая возникший спор и отказывая Жареновой Н.Н. в удовлетворении требования о признании незаконным заключения Главы сельского поселения Степановское от 30.05.2011 за N 805, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что принятие положительного либо отрицательного заключения по вопросу включения в границы населенного пункта конкретного земельного участка относится к сфере усмотрения уполномоченного органа, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрена безусловная обязанность органов власти удовлетворять подобные заявления. Одновременно законом не регламентируются требования к содержанию и форме заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта.
Вместе с тем, Глава сельского поселения Степановское, вынося оспариваемое заключение, мотивировал свое решение, в том числе необходимостью соблюдения интересов самого поселения и жителей деревни Есино.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое заключение вынесено в пределах компетенции уполномоченного органа и не противоречит требованиям закона.
Одновременно постановление Правительства Московской области N 1014/36 от 14.09.2011 "Об отказе в принятии решения о включении земельного участка в границы дер. Есино сельского поселения Степановское Ногинского муниципального района Московской области" соответствует положениям ч. 20 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
По смыслу ст. 258 ГПК РФ суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя.
В этой связи суд первой инстанции правомерно отказал Жареновой Н.Н. в удовлетворении заявленных ею требований.
Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Доводы апелляционной жалобы Жареновой Н.Н. не опровергают его правомерность, поскольку направлены на иное, нежели у суда, толкование правовых норм, подлежащих применению к возникшим правоотношениям.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ногинского городского суда Московской области от 30 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Жареновой Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.