Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Фролкиной С.В., Мариуца О.Г.,
при секретаре Глазуновой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 29 апреля 2013 года апелляционную жалобу Министерства финансов Московской области на решение Красногорского городского суда Московской области от 27 декабря 2012 года по делу по исковому заявлению Ельцовой Ларисы Ивановны к Министерству финансов Московской области, Министерству здравоохранения Московской области, ЗАО "Р-Фарм" о возмещении убытка,
заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения представителя Министерства финансов Московской области Бородина Н.В., представителя Ельцовой Л.И. - Ельцова К.С.,
УСТАНОВИЛА:
Истец Ельцова Л.И. обратилась в суд с иском к ответчикам Министерству финансов Московской области, Министерству здравоохранения Московской области, ЗАО "Р-Фарм" о возмещении убытка. Свой иск мотивировала тем, что в соответствие с ч.2 ст.18 Закона Московской области от 23.03.06 г. N 36/2006-03 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" она имеет право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения лекарственными средствами. В аптеке N 1161 ОАО "Мособлафармация" ей не был произведен отпуск лекарственного препарата "Герцептин" по рецептам, выданным лечащим врачом-онкологом ГБУЗ Московской области "Люберецкий онкологический диспансер", в связи с чем она была вынуждена приобретать его за свой счет, затратив на это 401.753 руб. Просила взыскать солидарно с Министерства финансов Московской области, Министерства здравоохранения Московской области, ЗАО "Р-Фарм" расходы на приобретение лекарственного препарата "Герцептин" в размере 401.753 руб.
Ответчик Министерство финансов Московской области своего представителя в суд не направило.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Московской области иск не признал, ссылаясь на те обстоятельства, что Министерством здравоохранения Московской области принимались все зависящие от него меры для надлежащего исполнения своих полномочий в части организации обеспечения граждан лекарственными препаратами; что вина Министерства здравоохранения Московской области в причинении вреда Ельцовой Л.И. отсутствует.
Представитель ответчика ЗАО "Р-Фарм" иск не признал, ссылаясь на то обстоятельство, что ЗАО "Р-Фарм" государственных контрактов на поставку лекарственного препарата "Герцептин" в 2012 году с Министерством здравоохранения Московской области, а также с другими органами власти Московской области не заключало.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 27.12.12 г. иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, ответчик Министерство финансов Московской области подало на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Разбирательством дела установлено, что Ельцова Л.И. с апреля 2012 года проходит амбулаторное лечение в ГБУЗ Московской области "Люберецкий онкологический диспансер" в связи с выявленным у нее онкологическим заболеванием. Врачом химиотерапевтом ГБУЗ Московской области "Люберецкий онкологический диспансер" Ельцовой Л.И. было назначено введение каждые 21 день препарата "Герцептин".
Лечащим врачом-онкологом ГБУЗ Московской области "Люберецкий онкологический диспансер" в период с мая по ноябрь 2012 года Ельцовой Л.И. выписывались рецепты по форме N 148-1/у-06 (л) с периодичностью, обеспечивающей возможность введения данного препарата каждые 21 день. По пяти рецептам отпуск препарата аптекой N 1161 ОАО "Мособлафармация" не был произведен, в связи с чем Ельцова Л.И. приобретала его за свой счет, затратив на это 401.053 руб.
Свое решение по делу суд мотивировал теми обстоятельствами, что поскольку выявленное у истца заболевание включено в перечень социально значимых заболеваний, то истец имела право на бесплатное получение за счет средств бюджета Московской области препарата "Герцептин", отпуск которого должен производиться уполномоченными аптечными организациями на основании рецептов, выписываемых лечащим врачом истца; что факт нарушения прав истца в не обеспечении ее препаратом "Герцептин" по пяти рецептам установлен и ответчиками не оспаривается; что причиной нарушения прав истца является не проведение уполномоченным государственным заказчиком Московской области, которым в 2012 году являлось Министерство здравоохранения Московской области, закупки указанного препарата для государственных нужд Московской области; что в соответствие со ст.ст.1069, 1071 ГК РФ вред, причиненный истцу в результате незаконного бездействия Министерства здравоохранения Московской области, подлежит возмещению за счет казны Московской области в лице финансового органа - Министерства финансов Московской области, в связи с чем понесенный истцом ущерб в связи с приобретением ею за свой счет лекарственного препарата "Герцептин" на сумму 401.053 руб. подлежит возмещению за счет Министерства финансов Московской области за счет казны Московской области.
Судебная коллегия соглашается с таким решением суда, поскольку оно основано на фактических обстоятельствах дела и действующем законодательстве.
В ходе разбирательства по делу ни один из ответчиков не ссылался на то обстоятельство, что Министерство здравоохранения Московской области в 2012 году проводило закупки для государственных нужд Московской области лекарственного препарата "Герцептин".
Наоборот, ответчик Министерство здравоохранения Московской области обосновывало свое непризнание иска тем обстоятельством, что оно дважды организовывало соответствующие аукционы, но заявок на участие в аукционах не поступило.
Те доказательства, которые ответчик Министерство финансов Московской области представило с апелляционной жалобой на решение суда, не подтверждают обстоятельства исполнения государственных нужд Московской области по закупке лекарственного препарата "Герцептин" в полном объеме, на что суд и указал в своем решении суда.
Стороной в обязательствах по возмещению вреда, предусмотренных ст.1069 ГК РФ, является государство. При предъявлении исков к государству о возмещении вреда от имени казны РФ, субъекта РФ в качестве ответчика выступает соответствующее Министерство финансов (ст.1071 ГК РФ). Поскольку соответствующее Министерство финансов в судах лишь представляет соответствующую казну, то сумма возмещения взыскивается именно с соответствующей казны.
Министерство здравоохранения Московской области относится к государственному органу Московской области и его финансирование осуществляется из бюджета Московской области, а, следовательно, вред, причиненный действиями должностных лиц этого органа, подлежит возмещению за счет средств соответствующей казны - казны Московской области, представлять которую уполномочен лишь один финансовый орган - Министерство финансов Московской области.
С учетом изложенного, у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд правильно применил и истолковал закон, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда и не опровергают выводов суда и указанных выводов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногорского городского суда Московской области от 27 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.