Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего: Хрипунова М.И.,
судей: Гарновой Л.П., Савоскиной И.И.,
при секретаре: Беккере О.А.,
рассмотрев 29 апреля 2013 года в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Газпром трансгаз Москва" на решение Мытищинского городского суда Московской области от 07 февраля 2013 года по делу по иску ООО "Газпром трансгаз Москва" к Туранковой Людмиле Анатольевне о сносе строений,
заслушав доклад судьи Гарновой Л.П., объяснения представителя по доверенности ООО "Газпром трансгаз Москва" Ахмедовой Н.Ш., поддержавшей доводы жалобы; представителя Туранковой Л.А. по ордеру Антошиной В.Д. по доводам апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
ООО "Газпром трансгаз Москва" с последующим уточнением исковых требований обратилось в суд с иском к Туранковой Л.А. о сносе строений, ссылаясь на то, что, являясь в соответствии с Уставом газотранспортной организацией, эксплуатирует магистральный газопровод - отвод к КРП-17 высокого давления, который проходит по "адрес"Газопровод принадлежит на праве собственности ОАО "Газпром" и эксплуатируется истцом на основании договора аренды имущества. В соответствии с п. 4.1. и 4.4. Правил охран магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Гостехнадзора РФ N24.04.1992 года для исключения возможности повреждения трубопроводов устанавливают охранные зоны вдоль трасс трубопроводов в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны. Туранкова Л.А. возвела на земельном участке, находящемся в охранной зоне, строения - жилой дом, навес для автомобиля и ограждение, которые подлежат сносу за ее счет.
Просил суд обязать Туранкову Л.А. за свой счет снести жилой дом, навес для автомобиля, ограждение полностью по периметру участка, возведенные в охранной зоне, зоне минимального расстояния от оси магистрального газопровода-отвода к КРП-17.
В судебном заседании представитель ответчика Антошина В.Д. исковые требования в части сноса навеса для автомобиля признала, в остальной части иск не признала, пояснила, что Туранкова Л.А. пользуется земельным участком и жилым домом по указанному адресу с 1993 года, в 2011 году все права на объект недвижимости были зарегистрированы в установленном законом порядке.
Представитель ответчика Туранков Р.В. в судебном заседании исковые требования в части сноса навеса для автомобиля признал, против демонтажа части веранды дома и забора не возражал.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично: суд обязал Туранкову Л.А. снести навес для автомобиля, забор металлический, часть деревянного, и штакетника, размещенные на земельном участке с кадастровым номером Nобязал Туранкову Л.А. произвести демонтаж части дома Nугол дома и веранды лит. а, находящихся в охранной зоне газопровода на расстоянии 24,5 м.; взыскал с Туранковой Л.А. в пользу ООО "Газпром трансгаз Москва" в счет оплаты государственной пошлины 100 руб. и расходы на проведение судебной экспертизы в размере 40000 руб.
В апелляционной жалобе ООО "Газпром трансгаз Москва" просит решение суда изменить в части возложения на Туранкову Л.А. обязанности произвести демонтаж части дома N 6, ссылаясь на необоснованность его выводов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Возлагая на Туранкову Л.А. обязанность произвести демонтаж части дома N(угол дома и веранды лит.а), находящихся в охранной зоне газопровода на расстоянии 24,5 м, суд исходил из того, что согласно заключению экспертизы жилой дом, расположенный на удалении 24,5 м от оси газопровода и лишь углом заходящий в охранную зону на 0,5 м, не мешает доступу обслуживающего персонала, ремонтных бригад или техники к трубе газопровода.
С выводами суда судебная коллегия согласиться не может.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
В соответствии со ст. 2 и Приложением N 1 Федерального закона от 21.07.1997г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами являются, в том числе, производственные объекты, на которых транспортируются воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже.
Участок магистрального газопровода-отвода к КРП-17 зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, что подтверждается свидетельством о регистрации N Nот 09.11.2010 года, выданным Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Центральным управлением по технологическому и экологическому надзору.
Опасными производственными факторами являются: разрушение газопровода и его элементов, сопровождающихся разлетом металла и грунта; возгорание продукта при разрушении трубопровода, открытый огонь и термическое воздействие пламени сгораемого газа; взрыв газовоздушной смеси; обрушение и повреждение зданий, сооружений; понижение концентрации кислорода.
На основании п.п. 7,11, 23 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 12.04.1979 года N 341 "Об усилении охраны магистральных трубопроводов" для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения трубопроводов устанавливаются охранные зоны: вдоль трасс трубопроводов - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 50 м от оси трубопровода с каждой стороны; на землях с сельскохозяйственным назначением охранная зона ограничивается условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны.
В соответствии с п.п. 4.1 и 4.4 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Гостехнадзора РФ N 9 от 24.04.1992 года, для исключения возможности повреждения трубопроводов устанавливаются охранные зоны вдоль трасс трубопроводов, трансформирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны.
Согласно СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы" зона минимально допустимых расстояний устанавливается в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности.
В соответствии с таблицей 4 СНиП, минимальное безопасное расстояние от магистрального газопровода диаметром 1000 мм, до коллективных садов с садовыми домиками, дачных поселков и т.д., принимается равным 250 м от оси газопровода.
Из заключения судебной строительно-технической экспертизы от 15.01.2013 года следует, что все сооружения истицы находятся в зоне минимально допустимых расстояний (250 м) от оси обеих ниток магистрального газопровода.
Опасность жизни и здоровью людей при пользовании постройками на земельном участке истицы существует из-за вероятной возможности непосредственного повреждения газопровода при производстве каких-либо строительных работ на участке, связанных с откопкой ям, бурением, корчеванием и другими действиями.
При подъезде к дому N Nлегковой или иной транспорт пересекает обе нитки газопровода. Причем на данном пересечении с грунтовым проездом газопровод не имеет гильзы и, следовательно, всю нагрузку от проходящего транспорта воспринимает сама труба газопровода, так как при окончании строительства газопровода в 1987 году земельный участок был не занят и передан Туранковой Л.А. решением N N31.10.1990 года исполкомом Коргашинского сельского Совета для личного хозяйства, после чего начато строительство дома. Следовательно, на момент сдачи газопровода в эксплуатацию в 1987 году необходимости прокладки газопровода в гильзе под проездом не было по причине отсутствия проезда (л.д. Nэкспертного заключения).
Поскольку жилой дом истицы возведен с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, расположен в зоне минимально допустимых расстояний (250 м) от оси обеих ниток магистрального газопровода, что создает опасность жизни и здоровью при пользовании домом, у суда не имелось оснований для отказа истцу в удовлетворении требований о сносе дома, поэтому решение суда в части возложения на Туранкову Л.А. обязанности произвести демонтаж части дома N N(угол дома и веранды лита), находящихся в охранной зоне газопровода на расстоянии 24,5 м подлежит отмене.
На основании имеющихся в деле доказательствах судебная коллегия полагает возможным принять в указанной части новое решение, которым исковые требования ООО "Газпром трансгаз Москва" удовлетворить, обязать Туранкову Л.А. снести дом N "адрес", за свой счет и своими средствами.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мытищинского городского суда Московской области от 07 февраля 2013 года в части возложения обязанности на Туранкову Людмилу Анатольевну произвести демонтаж части дома "адрес"отменить.
Принять новое решение, которым обязать Туранкову Людмилу Анатольевну снести за свой счет и своими средствами дом N 6, расположенный по адресу: "адрес"
В остальной части решение Мытищинского городского суда Московской области от 07 февраля 2013 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.