Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 12 мая 2008 г. N 03-11-05/119
См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 марта 2008 г. N 03-11-02/35
Вопрос: С принятием поправок в главу 26.3 Налогового кодекса РФ в части системы налогообложения в виде ЕНВД и действующих с 1 января 2008 г., сложилась крайне неблагоприятная ситуация для развития такого вида бизнеса, как установка и обслуживание торговых аппаратов. Торговые аппараты, или вендинговый бизнес, - это вид деятельности, в который преимущественно вовлечены предприятия малого бизнеса. Идея вендинга - предоставить товар или услугу в зоне шаговой доступности. Данный налог лишает возможности осуществить эту задачу, т.к. такое налоговое бремя могут выдержать только аппараты, установленные в высокодоходных местах. Введение нового налога затормаживает развитие вендинговой отрасли в целом на территории Санкт-Петербурга. Значительное повышение налогового бремени (для малых компаний оно возросло в 10 раз) лишает малые предприятия возможности функционирования в этой отрасли.
Предложение: ввести коэффициент-дефлятор К2, учитывающий особенности ведения предпринимательской деятельности, который позволит увеличить собираемость денег в бюджет города, т.к. у предприятий не будет необходимости уходить в "тень". Оптимальным значением для К2, на наш взгляд является величина 0,3.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Ваше письмо от 19 февраля 2008 г., поступившее из Аппарата Правительства Российской Федерации, и по вопросу о порядке применения положений главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении предпринимательской деятельности по розничной торговле и по оказанию услуг общественного питания, с использованием торговых автоматов, сообщает следующее.
Подпунктом 7 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется в отношении, в частности, предпринимательской деятельности по розничной торговле.
В соответствии со статьей 346.27 Кодекса к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
Согласно редакции указанной статьи Кодекса, действующей с 1 января 2008 г., в связи с вступлением в силу Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации" к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов, отнесены, в том числе, торговые автоматы, а к объектам нестационарной торговой сети - передвижные торговые автоматы.
Таким образом, предпринимательская деятельность по реализации покупных товаров через торговые автоматы или через передвижные торговые автоматы с 1 января 2008 г. признается розничной торговлей.
Одновременно обращаем внимание, что деятельность по реализации продукции собственного производства (изготовления) согласно статье 346.27 Кодекса к розничной торговле не относится.
При этом в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход переводится деятельность, связанная с оказанием услуг общественного питания, под которыми, согласно статье 346.27 Кодекса следует понимать услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.
К объектам организации общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей относятся объекты организации общественного питания, не имеющие специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, магазины (секции, отделы) кулинарии и другие аналогичные точки общественного питания.
Также следует отметить, что ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения" к предприятиям общественного питания отнесены, в том числе, предприятия-автоматы, осуществляющие реализацию продукции определенного ассортимента через торговые автоматы.
Учитывая изложенное, деятельность по реализации кулинарной продукции собственного производства, в том числе напитков, супов и т.д., изготовленных из сухих ингредиентов и воды, через торговые автоматы, относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемой через объекты организации общественного питания, не имеющие залы обслуживания посетителей и, соответственно, подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Исчисление единого налога на вмененный доход в отношении данного вида предпринимательской деятельности производится с использованием физического показателя "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".
Соответственно, предпринимательская деятельность по реализации готовых товаров в упаковке производителя (напитки в банках или бутылках, шоколад и т.д.) через торговые автоматы относится к деятельности в сфере розничной торговли.
При этом торговые автоматы, через которые реализуется# товары в упаковке производителя, относятся к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов и (или) к объектам нестационарной торговой сети (передвижные торговые автоматы).
Единый налог на вмененный доход в отношении указанной предпринимательской деятельности следует исчислять с использованием физического показателя "торговое место", если площадь торгового места составляет менее 5 кв. м., а если площадь торгового места превышает 5 кв. м., то применяется физический показатель "площадь торгового места в квадратных метрах".
По вопросу применения корректирующего коэффициента К2 необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Нормативными правовыми актами указанных органов определяются виды предпринимательской деятельности, подлежащие переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, а также значение коэффициента К2 или значения данного коэффициента, которые учитывают особенности ведения предпринимательской деятельности.
Исходя из предоставленных полномочий, представительные органы муниципальных образований вправе установить в отношении каждого вида предпринимательской деятельности единое значение коэффициента К2, учитывающего совокупность особенностей его ведения, либо значения так называемых подкоэффициентов К2, учитывающих конкретные факторы влияния на результаты такой деятельности.
Таким образом, по вопросу применения корректирующего коэффициента К2 следует обращаться в представительные органы власти по месту осуществления предпринимательской деятельности (месту постановки на учет).
Также сообщаем, что в настоящее время разрабатывается проект федерального закона "О внесении изменений в главы 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", направленный, в том числе, на совершенствование системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Услуги общественного питания могут оказываться и через торговые автоматы. Следовательно, данная деятельность может быть переведена на ЕНВД.
Исчисление ЕНВД осуществляется с применением физического показателя "торговое место", если площадь торгового места составляет менее 5 кв. м., и "площадь торгового места в квадратных метрах" - если площадь торгового места превышает 5 кв. м. При этом возможно применение корректирующего коэффициента К2, учитывающего особенности ведения предпринимательской деятельности. Значения К2 устанавливаются представительными органами муниципального образования в пределах от 0,005 до 1 включительно.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 мая 2008 г. N 03-11-05/119
Текст письма официально опубликован не был