Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Бакулина А.А., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Низвинском А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 марта 2013 года апелляционную жалобу Харлашиной Н.В.на решение Солнечногорского городского суда Московской области от 21 февраля 2013 года по делу по заявлению Харлашиной Н.В.о признании незаконным решения избирательной комиссии о регистрации кандидата и об отмене регистрации кандидата,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения представителей Территориальной избирательной комиссии Солнечногорского района Московской области - Ладыгина А.Н., Бабия К.Д., заключение прокурора Козловой О.А.,
УСТАНОВИЛА:
Зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области по избирательному округу N 6 Харлашина Н.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Солнечногорского района Московской области от 24 января 2013 года N 34/7-9 о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области по избирательному округу N 6 Черновой Л.Г. и об отмене регистрации этого кандидата.
Требования мотивированы тем, что при ознакомлении с документами, представленными для регистрации кандидатом Черновой Л.Г., выдвинутым избирательным объединением "Местное отделение Всероссийской политической партии " "данные изъяты"", заявителем были выявлены следующие нарушения: в протоколе конференции политической партии и в списке выдвинутых кандидатов не указано место рождения Черновой Л.Г., указано иное место жительства; к списку приложена не заверенная копия паспорта кандидата; список выдвинутых кандидатов, являющихся членами партии, заверен ненадлежащим лицом; специальный избирательный счет кандидатом не открыт, избирательный фонд не сформирован. Таким образом, оснований для регистрации кандидата Черновой Л.Г. у Территориальной избирательной комиссии Солнечногорского муниципального района Московской области не имелось.
Заявитель полагает, что оспариваемым решением Территориальной избирательной комиссии нарушены ее права на участие в выборах на равных основаниях с другими гражданами Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Харлашиной Н.В. поддержал заявленные требования, просил удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Черновой Л.Г. с заявлением не согласился.
Представитель заинтересованного лица - Территориальной избирательной комиссии Солнечногорского муниципального района Московской области, против удовлетворения заявления возражал, указав, что оснований для отказа в регистрации кандидата Черновой Л.Г. и отмены регистрации не имеется.
Заинтересованное лицо - избирательное объединение "Местное отделение Всероссийской политической партии " "данные изъяты"", своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 21 февраля 2013 года в удовлетворении заявления Харлашиной Н.В. отказано.
В апелляционной жалобе Харлашина Н.В. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неприменение судом закона, подлежащего применению к данным правоотношениям.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявитель Харлашина Н.В., заинтересованное лицо Чернова Л.Г., представитель заинтересованного лица - избирательного объединения "Местное отделение Всероссийской политической партии " "данные изъяты"", не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в установленном законом порядке. На основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора Козловой О.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Из материалов дела усматривается, что решением Территориальной избирательной комиссии Солнечногорского района Московской области от 21 декабря 2012 года N 27/1-9 на 03 марта 2013 года назначены досрочные выборы депутатов Совета депутатов сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области.
Решением Территориальной избирательной комиссии Солнечногорского района Московской области от 24 января 2013 года N 34/7-9 Чернова Л.Г. зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области по избирательному округу N 6.
Другим зарегистрированным кандидатом по тому же избирательному округу является Харлашина Н.В.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно ст. 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов.
В силу положений ст. 28 Закона Московской области от 11.07.2006 N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2 и 4 статьи 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо при наличии решения политической партии, указанной в части 16 настоящей статьи.
Все документы для регистрации кандидата, списка кандидатов представляются кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшим кандидата, список кандидатов, в избирательную комиссию, организующую муниципальные выборы, не ранее чем за 70 дней и не позднее чем за 42 дня до дня голосования. Прием документов избирательной комиссией заканчивается в 18 часов последнего дня представления документов.
Избирательная комиссия в течение десяти дней после принятия необходимых документов для регистрации кандидата, списка кандидатов и не позднее, чем за 32 дня до дня голосования, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям законодательства и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов, либо об отказе в регистрации.
Согласно ч. 8 ст. 26 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" одновременно со списком кандидатов в избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии.
В соответствии с п. 24 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отказа в регистрации кандидата является:
б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона;
в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;
в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом;
ж) несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статей 58 настоящего Федерального закона создание избирательного фонда необязательно). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата.
Аналогичные положения содержатся в ч. 22 статьи 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области".
Как установлено судом, на день, предшествующий дню заседания Территориальной избирательной комиссии Солнечногорского района Московской области, на котором рассматривался вопрос о регистрации кандидата Черновой Л.Г., недочеты, допущенные избирательным объединением "Местное отделение Всероссийской политической партии " "данные изъяты"" Солнечногорского муниципального района Московской области при оформлении документов для выдвижения кандидата, а именно: отсутствие в протоколе конференции избирательного объединения сведений о месте рождения Черновой Л.Г. и неправильное указание ее места жительства, были устранены, предусмотренные законом сведения о кандидате и подтверждающие их документы представлены.
По итогам рассмотрения документов Территориальная избирательная комиссия Солнечногорского муниципального района Московской области приняла решение о заверении списка кандидатов "Местного отделения Всероссийской политической партии " "данные изъяты"". Данное решение никем не оспорено, не отменено и не признано недействительным.
В соответствии со ст. 47 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.
Создание кандидатом избирательного фонда необязательно, при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.
На выборах депутатов Советов депутатов сельских поселений перечисление средств избирательного фонда на специальный избирательный счет необязательно в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают три тысячи рублей.
Как следует из материалов дела, Черновой Л.Г. в Территориальную избирательную комиссию был представлен первый финансовый отчет, а также уведомление о том, что специальный избирательный счет ею открываться не будет, поскольку расходы на финансирование избирательной компании не будут превышать три тысячи рублей, что не противоречит закону.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Территориальной избирательной комиссии Солнечногорского района Московской области оснований для отказа в регистрации Черновой Л.Г. кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области по избирательному округу N 6.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно п. 7 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:
а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;
б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;
в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;
д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона;
е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона;
ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте "г" пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;
з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.
Таких оснований для отмены оспариваемого решения Территориальной избирательной комиссии Солнечногорского района Московской области и отмены регистрации кандидата Черновой Л.Г. в ходе судебного разбирательства не установлено. Пассивное избирательное право заявителя Харлашиной Н.В. на участие в выборах на равных основаниях с другими кандидатами не нарушено.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность обжалуемого судебного решения, оснований для переоценки выводов суда о фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательств у судебной коллегии не имеется. В связи с чем, апелляционная жалоба Харлашиной Н.В. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Солнечногорского городского суда Московской области от 21 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Харлашиной Н.В.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.