Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Бакулина А.А.
при секретаре Низвинском А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 февраля 2013 года апелляционную жалобу Администрации Коломенского муниципального района на решение Коломенского городского суда Московской области от 20 декабря 2012 года по делу по заявлению Бахиной И.В., Тройниковой Е.Ю., Кулиевой Н.С., Овсянниковой Е.О., Макарова А.А., Пискунова Н.Н.об оспаривании решения органа местного самоуправления,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения Бахиной И.В., представителя Бахиной И.В., Тройниковой Е.Ю., Кулиевой Н.С., Овсянниковой Е.О., Макарова А.А., Пискунова Н.Н. - Мусатова Д.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Бахина И.В., Тройникова Е.Ю., Кулиева Н.С., Овсянникова Е.О., Макаров А.А., Пискунов Н.Н. обратились в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Требования мотивированы тем, что постановлением Администрации Коломенского муниципального района от 15.11.2011 N 2246 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты"кв. м, находящегося в аренде у ООО "Ревокот Коломна", предоставленного "для общественно-делового и гражданского строительства", на "под размещение производственного комплекса". Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира - жилого дома, расположенного за его пределами. Участок находится примерно в "данные изъяты"м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: "данные изъяты"(категория земель - земли населенных пунктов).
Заявители считают, что указанное постановление является незаконным, нарушает их права на благоприятные условия жизнедеятельности в связи с проживанием в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен спорный земельный участок.
Представитель заинтересованного лица - Администрации Коломенского муниципального района, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на заявление (л.д. 73-75).
Решением Коломенского городского суда Московской области от 20 декабря 2012 года заявление Бахиной И.В., Тройниковой Е.Ю., Кулиевой Н.С., Овсянниковой Е.О., Макарова А.А., Пискунова Н.Н. удовлетворено.
В апелляционной жалобе Администрация Коломенского муниципального района просит об отмене решения, полагая его вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились заявители Тройникова Е.Ю., Кулиева Н.С., Овсянникова Е.О., Макаров А.А., Пискунов Н.Н., представители Администрации Коломенского муниципального района и ООО "Ревокот Мастики", о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в установленном законом порядке. На основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно положениям ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Администрации Коломенского муниципального района от 17.02.2010 N 238 ООО "ПиК" был предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты"кв. м, под строительство гостиничного комплекса. Участок находится примерно в "данные изъяты"м по направлению на юго-запад от ориентира - жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: "данные изъяты"(категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для общественно-делового и гражданского строительства).
На основании данного постановления 04.08.2011 между Администрацией Коломенского муниципального района и ООО "ПиК" был заключен договор N 122/11 аренды земельного участка, согласно п. 1.1. которого земельный участок предоставлен под строительство гостиничного комплекса.
16.09.2011 между ООО "ПиК" и ООО "Ревокот Коломна" был заключен договор переуступки прав и обязанностей по договору аренды вышеуказанного земельного участка с тем же видом разрешенного использования - для общественно-делового и гражданского строительства.
Постановлением Администрации Коломенского муниципального района от 15.11.2011 N 2246 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", находящегося в аренде у ООО "Ревокот Коломна", предоставленного "для общественно-делового и гражданского строительства", на "под размещение производственного комплекса". Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - жилой дом. Участок находится примерно в "данные изъяты"метрах от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: "данные изъяты"(категория земель - земли населенных пунктов).
Изменение разрешенного вида использования данного земельного участка производилось на основании заявления ООО "Ревокот Коломна" и в соответствии с заключением о результатах публичных слушаний от 23.09.2011.
В связи с реорганизацией 19.01.2012 ООО "Ревокот Коломна" в форме присоединения к ООО "Ревокот Мастики" постановлением Администрации Коломенского муниципального района от 18.07.2012 N 1430 произведена замена арендатора по договору N 122/11 аренды земельного участка от 04.08.2011 на ООО "Ревокот Мастики". При этом в постановлении ошибочно указан прежний вид разрешенного использования земельного участка: для общественно-делового и гражданского строительства.
21.08.2012 постановлением Администрации Коломенского муниципального района N 1659 внесены изменения в постановление от 18.07.2012 N 1430, а именно указано, что следует читать: "вид разрешенного использования: под размещение производственного комплекса" вместо: "вид разрешенного использования: для общественно-делового и гражданского строительства".
Удовлетворяя требования заявителей о признании незаконным постановления Администрации Коломенского муниципального района от 15.11.2011 N 2246 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка ООО "Ревокот Коломна" в "данные изъяты"", суд первой инстанции исходил из того, что данное постановление вынесено руководителем Администрации Коломенского муниципального района, у которого отсутствовали соответствующие полномочия. Кроме того, при принятии оспариваемого решения органы местного самоуправления лишили заявителей права на участие в разрешении и обсуждении вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности, что противоречит ст. 130 Конституции РФ, согласно которой местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжение муниципальной собственностью. То есть Администрация Коломенского муниципального района, не имея на то полномочий, действуя вразрез Конституции РФ, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", умышленно отстранила жителей д. Бакунино Коломенского района от участия в решении вопроса, связанного с изменением вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в пределах территориальной зоны населенного пункта д. Бакунино, на "под размещение производственного комплекса".
Однако с доводами суда согласиться нельзя.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, но не позднее 31 декабря 2012 года решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ и п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" вопросы утверждения правил землепользования и застройки отнесены к полномочиям поселений в области градостроительной деятельности, а к полномочиям муниципальных районов относятся вопросы утверждения правил землепользования и застройки межселенных территорий.
Частью 4 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" установлено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 12 ч. 2 ст. 28 Устава Коломенского муниципального района 05.12.2008 Советом депутатов Коломенского муниципального района Московской области было принято решение N 421/43СД об утверждении "Порядка заключения соглашения органами местного самоуправления Коломенского муниципального района с органами местного самоуправления поселений, входящих в его состав, о передаче (принятии) части полномочий".
Согласно статье 11 Устава сельского поселения Радужное Коломенского муниципального района органы местного самоуправления сельского поселения Радужное вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления Коломенского муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета сельского поселения в бюджет муниципального района. Органы местного самоуправления Коломенского муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления сельского поселения о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджет сельского поселения Радужное (п. 3).
Как следует из материалов дела, 06.06.2011 Администрацией сельского поселения Радужное Коломенского муниципального района и Администрацией Коломенского муниципального района было подписано Соглашение о взаимодействии по вопросам землепользования и градостроительной деятельности, регулирующее отношения, возникающие между сторонами в части организации и проведения публичных слушаний и принятия соответствующих решений при осуществлении градостроительной деятельности по вопросам землепользования на территории Коломенского муниципального района, в том числе по вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
Данное Соглашение никем не оспорено и не признано недействительным.
В соответствии с постановлением Главы Коломенского муниципального района от 06.09.2011 N 148-ПГ "О проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и осуществления градостроительной деятельности" 23.09.2011 рассматривался вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты"кв. м, с "для общественно-делового и гражданского строительства" на "под размещение производственного комплекса", расположенного по адресу: "данные изъяты". Заказчиком выступало ООО "ПиК". Информация о проведении публичных слушаний была размещена в уполномоченном печатном издании - газете "Оптимальный выбор", и на официальном сайте Администрации Коломенского муниципального района в сети Интернет.
По итогам проведения процедуры публичных слушаний в Постоянную комиссию замечаний и предложений по данному вопросу не поступало. Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в уполномоченном печатном издании - газете "Оптимальный выбор" N 44 (135) от 06.10.2011, и на официальном сайте Администрации Коломенского муниципального района в сети Интернет. Протоколом N 08/ПС от 23.09.2011 оформлено решение о возможном изменении разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты"кв. м, с "для общественно-делового и гражданского строительства" на "под размещение производственного комплекса", расположенного по адресу: "данные изъяты".
Таким образом, оспариваемое заявителями постановление от 15.11.2011 N 2246 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка ООО "Ревокот Коломна" в "данные изъяты"" было принято руководителем Администрации Коломенского муниципального района в пределах предоставленных ему полномочий; опубликовано 18.10.2012 в газете "Оптимальный выбор" N 45 (195), что не противоречит п. 44 Устава Коломенского муниципального района. Изменение вида разрешенного использования данного земельного участка произведено в соответствии с процедурой, предусмотренной ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.
Исходя из положений ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина небыли нарушены.
При изложенных обстоятельствах заявление Бахиной И.В., Тройниковой Е.Ю., Кулиевой Н.С., Овсянниковой Е.О., Макарова А.А., Пискунова Н.Н.об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Коломенского городского суда Московской области от 20 декабря 2012 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении заявления Бахиной И.В., Тройниковой Е.Ю., Кулиевой Н.С., Овсянниковой Е.О., Макарова А.А., Пискунова Н.Н.об оспаривании решения органа местного самоуправления отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.