Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Бакулина А.А.,
судей Вороновой М.Н., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Низвинском А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 июня 2013 года апелляционную жалобу Спорыхиной У.В. на решение Химкинского городского суда Московской области от 16 мая 2013 года по делу по заявлению Спорыхиной "данные изъяты"об оспаривании действий Администрации городского округа Химки Московской области, обязании согласовать проведение заявленного публичного мероприятия.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения Спорыхиной У.В., представителя Администрации городского округа Химки МО - Тепаева А.В.,
УСТАНОВИЛА:
Спорыхина У.В. обратилась в суд с заявлением об обжаловании действий Администрации городского округа Химки Московской области, препятствующих проведению публичного мероприятия, обязании заинтересованного лица согласовать проведение митинга 19.05.2013 на площадке перед памятником "Воину-освободителю".
Требования мотивированы тем, что группа граждан, в том числе заявительница, 06.05.2013 обратилась в Администрацию городского округа Химки Московской области с уведомлением о проведении 19.05.2013 с 14 ч. 00 мин. до 16 ч. 00 мин. в городе Химки на площадке перед памятником Защитникам Родины в мемориальном комплексе по ул. Пожарского публичного мероприятия - митинга - с целью привлечь внимание общественности к вопросу о нелегальной эмиграции, этнопреступности, необходимости налаживания социальных взаимоотношений народов России, воспитания молодежи страны в духе патриотизма и гордости за страну, разрешения социальных и общественных противоречий, с числом участников митинга - до 50 человек. Однако 08.05.2013 был получен ответ за подписью первого заместителя Главы администрации городского округа Химки, в котором содержалось предложение о переносе места проведения мероприятия в парк им. Л.Н. Толстого, на центральной аллее у памятного знака "Площадь СССР".
По мнению заявителя, данные действия администрации являются незаконными, противоречат положениям Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В судебном заседании Спорыхина У.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
Представитель Администрации городского округа Химки Московской области заявленные требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 21-22).
Решением Химкинского городского суда Московской области от 16 мая 2013 года в удовлетворении заявленных требований Спорыхиной У.В. отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит об отмене данного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 08.06.2012) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - ФЗ РФ N 54-ФЗ) проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия.
На основании ст. 7 ФЗ РФ N 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.
Как усматривается из материалов дела, 06.05.2013 инициативная группа граждан в лице организатора мероприятия Спорыхиной У.В. обратилась в Администрацию городского поселения Химки с уведомлением о проведении 19.05.2013 с 14 ч. 00 мин. до 16 ч. 00 мин. в городе Химки на площадке перед памятником Защитникам Родины в мемориальном комплексе по ул. Пожарского публичного мероприятия - митинга - с целью привлечь внимание общественности к вопросу о нелегальной эмиграции, этнопреступности, необходимости налаживания социальных взаимоотношений народов России, воспитания молодежи страны в духе патриотизма и гордости за страну, разрешения социальных и общественных противоречий; число участников митинга - до 50 человек.
На данное уведомление Администрация городского поселения Химки Московской области 08.05.2013 сообщила, что заявленное в уведомлении место представляет собой оживленную проезжую часть, приспособленную для движения транспортных средств и маршрутов общественного транспорта. Мемориальный объект "Воин-освободитель" является памятником истории и культуры местного значения, территория которого не приспособлена для проведения публичных мероприятий. Заявителю было предложено изменить место проведения митинга, - провести его в парке им. Л.Н. Толстого, на центральной аллее, у памятного знака "Площадь СССР" (л.д. 14-15).
Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ РФ N 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
По смыслу указанной выше правовой нормы, закон не содержит исчерпывающего перечня мест, в которых невозможно проведение публичного мероприятия; компетентному органу при получении уведомления о проведении публичного мероприятия надлежит оценить безопасность его проведения в заявленных местах в каждом конкретном случае.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Определении от 02.04.2009 N 484-О-П, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями ст. 12 ФЗ РФ N 54-ФЗ, согласно которым орган исполнительной власти или орган местного самоуправления обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Таким образом, в соответствии с предоставленными полномочиями и требованиями закона органом местного самоуправления было в установленном порядке рассмотрено уведомление Спорыхиной У.В. о проведении публичного мероприятия. По результатам рассмотрения уведомления заинтересованным лицом в адрес организаторов митинга было направлено информационное письмо с предложением об изменении места проведения публичного мероприятия в связи тем, что выбранное место не отвечает требованиям обеспечения безопасности как участников митинга, так и иных граждан. Предложенное альтернативное место проведения публичного мероприятия - парк им. Л.Н. Толстого, центральная аллея - никоим образом не ограничивало право участников митинга на свободу выражения своего мнения во время публичного мероприятия, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны.
Ответ органа местного самоуправления от 08.05.2013 не являлся отказом в согласовании проведения митинга; в рассматриваемом случае имело место мотивированное несогласование проведения митинга в указанном заявителем месте.
В этой связи суд первой инстанции правомерно признал несостоятельными доводы заявителя о нарушении Администрацией городского поселения Химки положений действующего законодательства при рассмотрении уведомления Спорыхиной У.В. о проведении публичного мероприятия.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Доводы апелляционной жалобы Спорыхиной У.В. не опровергают его правомерность, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Химкинского городского суда Московской области от 16 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Спорыхиной У.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.