Санитарные нормы СН 2.5.2.048-96
"Уровни вибрации на морских судах"
(утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 21 февраля 1996 г. N 4)
Vibration Levels on Board Marine Ships. Sanitary Norms
Дата введения - с момента утверждения
Введены взамен -
"Санитарные нормы вибрации
на морских, речных и озерных судах", N 1103-73
1. Область применения
1.1. Настоящие нормы устанавливают предельно допустимые величины вибрации в местах пребывания экипажа и пассажиров на морских судах, а также условия измерения вибрации и требования к измерительной аппаратуре.
1.2. Действие норм распространяется на все самоходные морские суда, в т. ч. и суда река-море, за исключением военных кораблей, войсковых транспортов, спортивных и прогулочных судов, не занятых в коммерческих операциях.
1.3. Нормы распространяются на проектируемые, строящиеся, эксплуатируемые и переоборудуемые суда.
1.4. Санитарные нормы являются обязательными для судовладельцев, организаций, проектирующих, строящих и переоборудующих суда, учреждений государственного санитарного надзора.
1.5. Требования настоящих норм должны быть учтены в нормативно-технических документах - ГОСТах, ТУ и др., регламентирующих конструктивные, технологические и эксплуатационные требования к судам и судовому оборудованию.
1.6. Величины, представленные в данных нормах, следует рассматривать как предельно допустимые, а не как желаемые. Там, где это практически осуществимо, уровни вибрации должны быть ниже указанных допустимых значений.
2. Нормативные ссылки
2.1. Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
2.2. "Санитарные нормы вибрации на морских, речных и озерных судах" СН 1103-73.
2.3. Стандарт ИСО 2631/1-1985 "Оценка воздействия общей вибрации на тело человека - часть 1: Общие требования".
2.4. Стандарт ИСО 6954-1993. "Правила для общей оценки вибрации на морских судах".
2.5. ГОСТ 12.1.012-90. "Вибрационная безопасность. Общие требования".
2.6. ГОСТ 12.1.047-85. "Вибрация. Метод контроля на рабочих постах и в жилых помещениях морских и речных судов".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "ГОСТ 12.1.047-85 "Вибрация. Метод контроля на рабочих местах и в жилых помещениях морских и речных судов"
3. Определения
3.1. Морские суда разделяются на 4 категории:
1 категория - суда совершающие рейсы продолжительностью более 5 суток, а также суда неограниченного района плавания;
2 категория - суда, совершающие рейсы продолжительностью свыше 24 ч, но не более 5 суток;
3 категория - суда, совершающие рейсы продолжительностью до 24 ч;
4 категория - суда, совершающие рейсы продолжительностью до 8 часов.
3.2. Энергетическое отделение (ЭО) - помещение или группа помещений, в которых установлены главные, вспомогательные двигатели, котлы и механизмы, обеспечивающие работу движительной энергетической установки и судна в целом.
3.3. Центральный пост управления (ЦПУ) - изолированное помещение, в котором сосредоточены контрольные приборы и органы дистанционного управления главной энергетической установкой, вспомогательными механизмами и системами.
3.4. Производственные помещения - помещения, в которых установлено производственное оборудование, обрабатывающие машины и станки (судовые мастерские, камбуз и т. п.).
3.5. Служебные помещения - рулевая, штурманская, багер-мейстерская рубки, радиорубка и другие помещения для управления судном и ведения документации.
3.6. Основное рабочее место - место наиболее длительного пребывания вахтенного.
3.7. Общественные помещения - столовые, кают-компании, салоны, клубы, буфеты, рестораны, библиотека, помещения для любительских занятий и занятий спортом, кабинеты и салоны в помещениях комсостава и т. п.
3.8. Спальные помещения - жилые каюты экипажа и пассажиров, спальные помещения в блок-каютах комсостава.
3.9. Медицинские помещения - помещения для медицинского обслуживания: санитарная каюта, амбулатория, стационар, изолятор и др.
3.10. Доза вибрации - интегральная величина, учитывающая вибрационную энергию, воздействующую на человека за определенный промежуток времени. Суточная доза - воздействие за 24 часа.
3.11. Энергетическое отделение с периодическим обслуживанием - помещение, в котором нахождение члена экипажа на ходу судна не более 1 часа за вахту. (При наличии дистанционного управления энергетической установкой из ЦПУ и/или ходового мостика.)
3.12. Энергетическое отделение с безвахтенным обслуживанием - помещение, в котором нахождение члена экипажа на ходу судна не более 2 часов в неделю (при наличии комплексной автоматизации управления энергетической установкой и вспомогательным оборудованием).
4. Нормируемые параметры вибрации
4.1. В качестве предельно допустимых нормируемых величин вибрации на рабочих местах в помещениях судов принимаются следующие параметры.
4.1.1. Логарифмические уровни среднеквадратического значения виброускорения La или виброскорости Lv в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 2, 4, 8, 16, 31, 5, 63 Гц.
Уровни вибрационного ускорения в дБ определяются по формуле
, Дб
где: а - среднеквадратическая величина виброускорения, ;
- величина условно принятая за нулевой порог - стандартная величина, равная м/ и соответствующая нулю дБ.
Примечание. При стандартном нулевом пороге виброускорения - м/с , уровни виброускорения будут выше на 50 дБ.
Логарифмические уровни вибрационной скорости в дБ определяются по формуле
, Дб
где: v - среднеквадратическая величина виброскорости, м/с (мм/с);
- стандартная величина, равная м/с ( мм/с) и соответствующая нулю дБ.
4.1.2. Корректированные по частоте в диапазоне 1,4-80 Гц, логарифмические уровни виброускорения или виброскорости по ГОСТу 12.1.012-90 (приложение 4).
Примечание. При оценке вибрации на головных судах и в спорных вопросах предпочтение должно отдаваться измерениям в октавных полосах частот.
4.2. Допускается контроль вибрации в октавных полосах частот по абсолютным величинам среднеквадратического значения виброускорения а, м/ или виброскорости v, м/с (мм/с), а также по корректированному в частотном диапазоне 1,4-80 Гц виброускорению , м/ или виброскорости м/с (мм/с).
4.3. Воздействие вибрации с неодинаковыми уровнями оценивается по эквивалентному значению корректированного виброускорения или виброскорости или их логарифмического уровня или . Эквивалентные значения за рабочий период Т = 8 ч не должны превышать соответствующие корректированные параметры, указанные в таблицах 2, 3, 4 и 5 для энергетических отделений с постоянной вахтой (см. также приложение 3, табл. 3п).
4.4. Нормирование вибрации производится в зависимости от назначения помещений, длительности воздействия и условий пребывания экипажа и пассажиров судна соответственно классификации судов.
5. Предельно допустимые уровни вибрации
5.1. Форма предельно допустимых спектров принята, в соответствии с ИСО 2631/1 и ГОСТом 12.1.012-90, одинаковой для всех нормируемых помещений.
5.2. Предельно допустимые уровни вибрации на судах устанавливаются согласно предельным спектрам (ПС) по виброускорению (La), дБ, и (а), , табл. 1, 2 и 3 или соответствующим величинам виброскорости (Lv), дБ и (v), мм/с, табл. 1, 4 и 5.
В таблице 1 указаны порядковые номера предельных спектров (ПС), значения которых в децибелах и в абсолютных величинах в октавных полосах частот, а также корректированных по частоте значениях даны в таблицах 2, 3, 4 и 5.
6. Условия измерения вибрации и требования к измерительной аппаратуре
6.1. Измерительная аппаратура должна соответствовать требованиям ГОСТа 12.4.012-90. К измерению допускаются виброизмерительные приборы, прошедшие поверку (не реже, чем 1 раз в 2 года).
Перед началом и после окончания измерений следует проводить калибровку измерительного тракта с помощью внешнего и встроенного калибровочных устройств.
6.2. Измерения вибрации выполняются по программе, согласованной с органами санэпидслужбы и института заказчика, включенной в проектную документацию судна, содержащей основные его характеристики, схемы расположения точек измерения и методические указания по проведению измерений.
6.3. Условия проведения испытаний, измерения, обработка и оформление результатов измерений должны соответствовать требованиям ГОСТа 12.1.047-85.
6.4. Вибрация измеряется в трех направлениях: вертикальном, продольном и траверзном (поперечном).
Предельный спектр вибрации для данной точки измерений является единым для всех трех направлений. Для сопоставления с нормами необходимо принимать наибольшую из измеренных величин.
Примечание. Если выборочными измерениями, выполненными в соответствии с согласованной программой испытаний, установлено, что уровень вибрации в продольном, и траверзном направлениях не превышает более чем на 3 дБ вибрацию в вертикальном направлении, то измерения допускается производить только в вертикальном направлении. Результаты проверки заносятся в протокол ходовых испытаний.
7. Дозная оценка вибрационного воздействия
7.1. Для оценки степени воздействия вибрации с неодинаковыми уровнями и продолжительностью воздействия следует принимать дозную оценку вибрации. На практике целесообразно использовать относительное значение дозы вибрации - ДВ в долях от допустимой дозы - Д доп.
,
где Д - фактическое значение дозы.
В судовых условиях следует использовать среднесуточную дозную оценку.
7.2. Среднесуточная доза воздействия вибрации - ДВ (24) определяется по трем парциальным дозам, соответствующим трем восьмичасовым периодам суток, отражающим основные виды жизнедеятельности плавсостава - труд, внепроизводственное время (активный отдых) и сон (см. приложение 3).
7.3. Среднесуточная доза - ДВ (24), которой подвергается та или иная категория плавсостава, с учетом индивидуальных средств защиты, не должна превышать единицы.
При ДВ > 1 должны применяться меры по снижению вибрации или сокращению времени ее воздействия. На рабочих постах, где это практически невозможно, следует применять средства индивидуальной защиты (виброзащитная обувь, ковры и др.).
8. Мероприятия по организации испытаний, предупреждению воздействия и снижению вибрации
8.1. На стадии технического проектирования судов должен производиться расчет ожидаемых уровней вибрации, подтверждающий выполнение требований настоящих норм. Точность расчета проверяется по результатам ходовых испытаний головного судна, результаты проверки вносятся в протокол ходовых испытаний.
8.2. Испытания головных судов должны организовываться верфью-строителем судна, проводиться компетентными специалистами Организации, определяемой Госсанэпиднадзором.
8.3. Объем и сроки выполнения дополнительных мероприятий по снижению вибрации на рабочих местах и в помещениях, где при испытаниях головного судна выявлено превышение санитарных норм, определяются Верфью и согласовываются с органами Госсанэпиднадзора. После выполнения дополнительных мероприятий вибрационные испытания проводятся повторно.
8.4. В случае превышения санитарных норм вибрации после дополнительно проведенных мероприятий по их снижению вопрос о приемке головного судна и строительства судов серии выносится на согласование в Госкомсанэпиднадзор России.
8.5. Все суда, находящиеся в эксплуатации, должны иметь на борту копию протокола результатов измерений вибрации на рабочих постах, в жилых и общественных помещениях, с которыми судовладелец должен периодически, не реже 1 раза в год, знакомить членов экипажа судна и информировать о возможных неблагоприятных последствиях в случае превышения допустимых норм.
8.6. Судовладелец несет ответственность за несоблюдение санитарных норм вибрации на судах, исправность средств снижения вибрации и проведение мер по организации снижения вредного воздействия вибрации (в т. ч. с помощью индивидуальных средств защиты).
Таблица 1
Предельно допустимые уровни вибрации на судах
Наименование помещений |
Номер предельного спектра (ПС) La; а |
1. Энергетическое отделение |
|
1.1. С безвахтенным обслуживанием |
1 |
1.2. С периодическим обслуживанием |
2 |
1.3. С постоянной вахтой |
3 |
1.4. Изолированные посты управления (ЦПУ) |
3 |
2. Производственные помещения |
3 |
3. Служебные помещения |
4 |
4. Общественные помещения, кабинеты и салоны в жилых помещениях |
5 |
5. Спальные и медицинские помещения судов I и II категории |
6 |
6. Жилые помещения судов III категории |
5 |
7. Жилые помещения (для отдыха подвахты) судов IV категории |
4 |
Таблица 2
Предельные спектры (ПС) уровней вибрации по ускорению La, дБ
относительно
Номер ПС, (La) |
Среднегеометрические частоты в октавных полосах, Гц |
Корректированный уровень, __ La,Дб |
|||||
2 | 4 | 8 | 16 | 31,5 | 63 | ||
1 | 63 | 60 | 60 | 66 | 72 | 78 | 63 |
2 | 60 | 57 | 57 | 63 | 69 | 75 | 60 |
3 | 56 | 53 | 53 | 59 | 65 | 71 | 56 |
4 | 53 | 50 | 50 | 56 | 62 | 68 | 53 |
5 | 50 | 47 | 47 | 53 | 59 | 65 | 50 |
6 | 47 | 44 | 44 | 50 | 56 | 62 | 47 |
Таблица 3
Предельные спектры (ПС) вибрации по ускорению в абсолютных значениях,
Номер ПС, (а) |
Среднегеометрические частоты в октавных полосах, Гц | Корректи- рованная вели- _ чина, а, м/с2 |
|||||
2 | 4 | 8 | 16 | 31,5 | 63 | ||
1 | 0,4238 | 0,3000 | 0,3000 | 0,5986 | 1,1943 | 2,3830 | 0,4230 |
2 | 0,3000 | 0,2124 | 0,2124 | 0,4238 | 0,8455 | 1,6870 | 0,3000 |
3 | 0,1893 | 0,1340 | 0,1340 | 0,2674 | 0,5335 | 1,0644 | 0,1890 |
4 | 0,1340 | 0,0949 | 0,0949 | 0,1893 | 0,3777 | 0,7536 | 0,1340 |
5 | 0,0949 | 0,0671 | 0,0671 | 0,1340 | 0,2674 | 0,5335 | 0,0946 |
6 | 0,0672 | 0,0476 | 0,0476 | 0,0950 | 0,1893 | 0,3777 | 0,0672 |
Таблица 4
Предельные спектры (ПС) уровней вибрации по скорости Lv, дБ
относительно м/с
Номер ПС, (Lv) |
Среднегеометрические частоты в октавных полосах, Гц | Корректи- рованный уровень, _ Lv,Дб |
|||||
2 | 4 | 8 | 16 | 31,5 | 63 | ||
1 | 117 | 108 | 102 | 102 | 102 | 102 | 105 |
2 | 114 | 105 | 99 | 99 | 99 | 99 | 102 |
3 | 110 | 101 | 95 | 95 | 95 | 95 | 98 |
4 | 107 | 98 | 92 | 92 | 92 | 92 | 95 |
5 | 104 | 95 | 89 | 89 | 89 | 89 | 92 |
6 | 101 | 92 | 86 | 86 | 86 | 86 | 89 |
Таблица 5
Предельные спектры (ПС) вибрации по скорости в абсолютных значениях, v, мм/с
Номер ПС, (v) |
Среднегеометрические частоты в октавных полосах, Гц | Корректи- рованная величина, _ v, мм/с |
|||||
2 | 4 | 8 | 16 | 31,5 | 63 | ||
1 | 35,397 | 12,559 | 6,295 | 6,295 | 6,295 | 6,295 | 8,880 |
2 | 25,059 | 8,891 | 4,456 | 4,456 | 4,456 | 4,456 | 6,300 |
3 | 15,811 | 5,610 | 2,812 | 2,812 | 2,812 | 2,812 | 3,970 |
4 | 11,194 | 3,972 | 1,990 | 1,990 | 1,990 | 1,990 | 2,810 |
5 | 7,924 | 2,812 | 1,409 | 1,409 | 1,409 | 1,409 | 1,990 |
б | 5,610 | 1,990 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,410 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержденные нормы устанавливают предельно допустимые величины вибрации в местах пребывания экипажа и пассажиров на морских судах, а также условия измерения вибрации и требования к измерительной аппаратуре.
Нормы распространяются на все самоходные морские суда, включая суда река-море, за исключением военных кораблей, войсковых транспортов, спортивных и прогулочных судов, не занятых в коммерческих операциях. Нормы обязательны для судовладельцев, организаций, проектирующих, строящих и переоборудующих суда, учреждений государственного санитарного надзора.
Санитарные нормы вибрации на морских судах вводятся в действие с 21 февраля 1996 года взамен Санитарных норм вибрации на морских, речных и озерных судах N 1103-73.
Санитарные нормы СН 2.5.2.048-96 "Уровни вибрации на морских судах" (утв. и введены в действие постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 21 февраля 1996 г. N 4)
Текст документа приводится по официальному изданию Госкомсанэпиднадзор России, Москва, 1996 г.
Дата введения - с момента утверждения
1. Разработаны Центральным Научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота (к. т. н. Зинченко В.И. - руководитель темы, к.т.н. Лошаков В.И., Дмитриев Э.М.) с участием Российского учебно-научно-практического Центра Гигиены водного транспорта (д. м. н. Мацевич Л.М.), НИИ Промышленной и Морской медицины (к. м. н. Васильев А.А.), Санкт-Петербургской Государственной медицинской академии (к. м. н. Кадыскина Е.Н.), Санитарно-Промышленной лаборатории Новороссийского Морского пароходства (к. м. н: Плотников В.А., Куницкий А.В.)
2. Внесены Департаментом морского транспорта (начальник управления Просвирнин О.Г.)
3. Утверждены и введены в действие постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 21 февраля 1996 г., N 4
4. Введены взамен - "Санитарные нормы вибрации на морских, речных и озерных судах", N 1103-73
Постановлением Правительства России от 8 октября 2020 г. N 1631 постановление, утвердившее настоящие Санитарные нормы, отменено с 1 января 2021 г.
Взамен настоящих СН приняты СП 2.5.3650-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача России от 16 октября 2020 г. N 30 (письмо Федеральной службы по аккредитации от 27 января 2021 г. N 1616/03-ДГ)