судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе
председательствующего Ракуновой Л.И.,
судей Бекловой Ж.В., Шишкина И.В.
при секретаре Бородиной Т.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Макаровой Н.В.
на решение Чеховского городского суда Московской области от 28 марта 2013 года
по делу по иску Макаровой Нэлии Владимировны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Макаровой Софьи Владимировны, к Министерству социальной защиты населения Московской области об обязании осуществить выплаты пособий и пособий на ребенка-инвалида, осуществлении выплаты пособий на ребенка инвалида и о выдаче социальной карты,
заслушав доклад судьи Ракуновой Л.И.,
объяснения представителя истца, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Макарова Н.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Макаровой Софьи Владимировны, 2005 г. рождения, обратилась с иском к Министерству социальной защиты населения московской области осуществить выплаты ежемесячных пособий по уходу за ребенком и пособий на ребенка-инвалида с даты прекращения - с мая 2012 года, и осуществлять выплаты пособия на ребенка- инвалида, и выдать ей и ее несовершеннолетней дочери социальную карту как постоянно проживающего на территории г. Чехов и Чеховского района Московской области.
Представитель ответчика исковые требования не признал.
Решением Чеховского городского суда в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением, в апелляционной жалобе истица просит его отменить как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения явившихся представителей сторон, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела, истица является матерью несовершеннолетнего ребенка-инвалида Макаровой Софьи Владимировны, 2005 года рождения. Ранее с 2006 г. по 2012 г. истице на ребенка производились выплаты в качестве мер социальной поддержки, выдавалась социальная карта. Истица получала пособие на ребенка - инвалида, пособие как мать одиночка и социальная карта. С мая 2012 года выплаты указанных пособий прекращены, отказано в выдаче социальной карты по основаниям отсутствия у истицы и ее ребенка регистрации в Московской области как по месту жительства. Истица ранее проживала по месту пребывания в г. Чехове, в настоящее время временная регистрация продлена. С апреля 2005 года истица нигде не работает.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции в обоснование своей позиции сослался на положения Закона Московской области от 12.01.2006 N 1/2006- 03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", принятого постановлением Мособлдумы от 21.12.2005 г. N 5/163-П (в редакции Законов Московской области от 13.04.2006 г. N 53/2006-03, от 08.12.2009 г. N 150/2009-03, от 18.06.2010 г. N 71/2010- 03), и пришел к выводу о том, что истице и ее ребенку-инвалиду должно быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки как лицам, не имеющим место жительства на территории Московской области.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 38, ч. 1 и ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом.
Статьей 3 ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлена система видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, в число которых входит ежемесячное пособие на ребенка.
Согласно ч. 2 ст. 3, ст. 16 указанного Федерального закона размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статьей 1 ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" определена также сфера действия настоящего Федерального закона. Из данной нормы следует, что указанный Федеральный закон распространяется в числе других на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 2 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Под местом пребывания в силу этой же нормы права понимается - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" судом правильно отмечено, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Кроме того, в ст. 3 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
С учетом изложенного, имея в виду, что местом жительства истицы и ее ребенка является Московская область, регистрации как по месту жительства истица с ребенком вообще не имеют на территории Российской Федерации, меры социальной поддержки истице должны быть предоставлены субъектом Российской Федерации по месту ее фактического проживания и регистрации как по месту пребывания Министерством социальной защиты населения Московской области.
С учетом изложенного в настоящем определении, решение суда подлежит отмене, а исковые требования Макаровой Н.В. удовлетворению.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чеховского городского суда Московской области от 28 марта 2013 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
Обязать Министерство социальной защиты населения Московской области выплатить Макаровой Нэлии Владимировне в интересах Макаровой Софьи Владимировны ежемесячное пособие на ребенка, ежемесячное пособие на ребенка-инвалида за период с 1 мая 2012 года по 1 июля 2013 года.
Обязать Министерство социальной защиты населения Московской области предоставить меры социальной поддержки в виде ежемесячных выплат в связи с воспитанием матерью-одиночкой Макаровой Нэлии Владимировной ребенка-инвалида Макаровой Софьи Владимировны, 2005 г. рождения.
Обязать Министерство социальной защиты населения Московской области выдать Макаровой Нэлии Владимировне, Макаровой Софьи Владимировне социальные карты жителя Московской области.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.