Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда:
в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Бакулина А.А., Мнтиненко Т.А.,
при секретаре Трушкине Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 января 2013 года апелляционную жалобу Блохина Евгения Дмитриевича на решение Одинцовского городского суда Московской области от 17 сентября 2012 года по делу по заявлению Блохина Е.Д. об оспаривании действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и обязании выдать кадастровый паспорт и свидетельство о государственной регистрации права,
заслушав доклад судьи Бакулина А.А.,
объяснения Блохина Е.Д.,
УСТАНОВИЛА:
Блохин Е.Д. обратился в суд с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, просит признать действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области по оформлению кадастрового паспорта от 18.10.2010г. N МО-10/ЗВ/1-26382, выданного в отношении земельного участка, расположенного по адресу: "данные изъяты"по генплану и действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в выдаче свидетельства от 19.11.2011г. серия 50-АБ N 291435 с неверно указанными данными незаконными, обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области выдать новый кадастровый паспорт, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области выдать новое свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, в которых содержались бы сведения, имеющиеся в постановлении Захаровской сельской Администрации Одинцовского района Московской области от 13.01.1994г. N 12 и в свидетельстве на право собственности на землю серии МО-20 N 1503 от 07.02.1994г. выданного Блохину Е.Д.
В обоснование своих требований Блохин Е.Д. указал, что постановлением Главы администрации Захаровской сельской администрации Одинцовского района Московской области N 12 от 13.01.1994г. ему был передан в собственность бесплатно земельный участок, площадью 0,15га, получено свидетельство на право собственности на землю серия МО-20 N 1503. В указанных документах зафиксировано местоположение земельного участка: "данные изъяты"по ген.плану. Вместе с постановлением N 12 от 13.01.1994г. Блохин Е.Д. получил заверенный сельской администрацией фрагмент генплана, содержащий поз N 43 по генплану, который представляет собой земельный участок фактической площадью 0,1725га. В этом фрагменте указанной длины и направления границ позиции 43 - земельного участка фактической площадью 0,1725 га, схема расположения земельного участка, а также прилегающие земельные участки наделы. Таким образом, согласно свидетельству серия МО-20N1503 от 07.02.1994г. Блохин Е.Д. является владельцем земельного участка площадью 0,15га и его земельный участок площадью 0,15 га неразрывно связаны и неотделимы друг от друга. В июле 2004г. Блохин Е.Д. обратился в Захаровскую сельскую Администрацию, где ему сообщили, что генплан, на территории которого расположен его земельный участок, стал генпланом N 2 и предложили написать заявление следующего содержания: "прошу внести дополнение в Постановление от 13.01.1994г. N 12 - номер генплана N 2". В дальнейшем Блохин Е.Д. выяснил, что это была ложная информация. Никакого генплана N 2 в д. Хлюпино никогда не было. А вот генплан, который появился в 1994г., существует до настоящего времени. Поэтому если Блохин Е.Д. и написал такое заявление, Администрация должна была отказать в его удовлетворении. Однако, после того как Блохин Е.Д. написал заявление, появилось постановление Главы Захаровской сельской администрации N 208 от 20.07.2004г. Администрация по своей инициативе внесла в постановление N 208 изменение и дополнения, целью которых было исключение из Постановления N 12 от 13.01.1994г. сведений о позиции N 43. Выданные на основании указанного постановления свидетельство о государственной регистрации и кадастровый паспорт нарушают, предусмотренные действующим законодательством, права Блохина Е.Д., в связи с чем он был вынужден обратиться в суд.
Заявитель Блохин Е.Д. в судебное заседание явился, требования поддержал.
Заинтересованные лица: представители ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание явились, против удовлетворения заявленных требований возражали.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 17 сентября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Болхин Е.Д. просит об отмене решения суда.
Выслушав заявителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц,
государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Главы Администрации Захаровской сельской администрации Одинцовского района Московской области от 13.01.1994г. N 12 Блохину Е.Д. передан в собственность, бесплатно, земельный участок площадью 0,15га в дер. Хлюпино, поз N 43 по генплану для индивидуального жилищного строительства. Блохину Е.Д. разрешено строительство индивидуального жилого дома и хозяйственных построек в д. Хлюпино, поз. N 43 на земельном участке площадью 0,15га (л.д.9). На основании указанного свидетельства Блохину Д.Е. выдано свидетельство на право собственности на землю (л.д. 11-14).
Постановлением Главы Администрации Захаровского сельского округа Одинцовского района Московской области от 20.07.2004г. N 208 внесены изменения в постановление Главы Захаровской сельской администрации от 13.01.1994г. N 12: в п.п. 1 и 2 слова "позиция N43" исключить; в п. 1 после слов "по генплану" дополнить "N2"; в п.2 после слов "0,15га" дополнить "по генплану N2"; в п.1 после слов "земельный участок" дополнить "N43"; в п. 2 после слов "на земельном участке" дополнить "N43" (л.д. 10). В настоящее время указанное постановление не отменено, в судебном порядке оспорено не было.
29.06.2007г. Блохину Е.Д. выдан кадастровый план N 20.3/07-3-11387, земельного участка, общей площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: "данные изъяты"(л.д. 19).
Решением Территориального отдела по Одинцовскому району Управления Роснедвижимости по Московской области от 07.12.2009г. N 20/09-32487 внесены кадастровые сведения в ГКН об адресе земельного участка с КN 50:20:0060206:75 в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия (л.д. 77).
18.10.2010г. Блохину Е.Д. на основании свидетельства о праве собственности на землю выдан кадастровый паспорт N МО-10/ЗВ/1-26382 земельного участка, общей площадью 1500 кв.м., КN 50:20:0060206:75, расположенный по адресу: "данные изъяты"по генплану N 2, уч. 43 (л.д. 20).
19.11.2010г. Блохину Е.Д. выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности 50 -АБN 291435 на земельный участок, общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: Московская обл., Одинцовский р-н, с/о Захаровский, д. Хлюпино, по генплану N2, уч. 43 (л.д. 21).
Определением Одинцовского городского суда Московской области от 20.03.2012г. заявление Блохина Е.Д. на неправомерные действия Одинцовского отдела ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, Одинцовский отдел Росреестра по Московской области оставлено без рассмотрения, в связи с тем, что имеется спор о праве (л.д. 44).
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр
недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта отнесены к категории дополнительных сведений (подпункт 7 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
В кадастровом плане земельного участка определены его кадастровый номер, площадь, категория земель, описаны границы, адрес земельного участка не указан, месторасположение установлено путем привязки к ближайшему ориентиру.
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в срок не более чем три рабочих дня со дня государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на объект недвижимости орган кадастрового учета вносит в государственный кадастр недвижимости предусмотренные пунктами 8 и 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона соответствующие сведения.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета, который осуществлялся в связи с изменением указанных в пункте 7, 11, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости на основании поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документов, направляет уведомление об осуществленном кадастровом учете по почтовому адресу и (или) адресу электронной почты правообладателя указанного объекта недвижимости, а при отсутствии в государственном кадастре недвижимости
сведений о таком адресе по почтовому адресу этого правообладателя в соответствии с предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровыми сведениями (при наличии таких кадастровых сведений).
Согласно ст. 22 ФЗ 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются, в том числе: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. Форма свидетельств и специальной надписи устанавливается Правилами ведения Единого государственного реестра прав. Формы свидетельства о государственной регистрации, введенные отдельными субъектами Российской Федерации и администрациями городов до установления единой формы свидетельства, признаются юридически действительными.
Признавая требования Блохина Е.Д. не подлежащими удовлетворению, суд пришел к выводу, что свидетельство о праве собственности согласно ст. 14 указанного Федерального закона являются всего лишь правоудостоверяющим документом, а не ненормативным актом.
Доводы Блохина Е.Д. о том, что никакого ген.плана N 2 не существует, и Администрация Захаровского сельского округа самостоятельно внесла изменения в постановление 13.01.1994г. N 12, суд правильно признал несостоятельными, поскольку доказательств тому представлено не было.
Управлением Архитектуры и градостроительства Администрации Одинцовского муниципального района Московской области представлена выкопировка из генплана д. Хлюпино, ГП-2, уч. 43, другого генплана суду представлено не было.
Постановление Главы Администрации Захаровского сельского округа Одинцовского района Московской области от 20.07.2004г. N 208 о внесении изменений в постановление Главы Захаровской сельской администрации от 13.01.1994г. N 12 в судебном порядке недействительным не признано.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что сведения в части адреса земельного участка в кадастровый паспорт от 18.10.2010г. N МО-Ю/ЗВ/1-26382 и в свидетельство о государственной регистрации права от 19.11.2011г. серия 50-АБ N 291435 были внесены в соответствии с действующим законодательством, в установленном законом порядке.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в целом основаны на неверном толковании действующего гражданского законодательства с учетом обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 17 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.