Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Ракуновой Л.И.,
судей Шишкина И.В. и Бекловой Ж.В.,
при секретаре Потаниной А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 19 июня 2013 года апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Московской области на решение Долгопрудненского городского суда Московской области от 25 марта 2013 года по делу по иску Алонцевой Евгении Вячеславовны к Министерству социальной защиты населения Московской области о признании отказа Долгопрудненского управления социальной защиты населения в установлении мер социальной поддержки незаконным и признании права на получение пособий,
заслушав доклад судьи Шишкина И.В.,
объяснения Алонцевой Е.В.,
УСТАНОВИЛА:
Алонцева Е. В. обратилась в суд к Министерству социальной защиты населения Московской области о признании отказа Долгопрудненского УСЗН в установлении мер социальной поддержки незаконным и признании права на получение пособий.
Требования мотивировала тем, что 21.11.2012 г. она обратилась в Долгопрудненское УСЗН с заявлением о продлении ежемесячного пособия на дочь 2007 г.р., назначения ежемесячного пособия на дочь 2012 г.р. и о назначении единовременного пособия по рождению второго ребенка, предоставив все необходимые документы. В установлении вышеназванных мер социальной поддержки территориальным подразделением УСЗН было отказано в виду несоответствия представленных документов Порядку назначения и выплаты социальных пособий в Московской области N 989/30 от 14.08.2012 г. С данным отказом истица не согласна, полагает, что вышеуказанный Порядок не имеет отношения к выплате предусмотренных государством социальных пособий. В связи с изложенным, просила признать отказ Долгопрудненского УСЗН в установлении мер социальной поддержки незаконным и признать за ней право на получение пособий.
В судебном заседании Алонцева Е. В. требования поддержала.
Представитель ответчика требования Алонцевой Е.В. оставила на усмотрение суда.
Решением суда отказ Долгопрудненского УСЗН в установлении мер социальной поддержки признан незаконным. За истицей признано право на продление ежемесячного пособия на дочь 26.12.2007 г.р., на назначение ежемесячного пособия на дочь 15.06.2012 г.р., и на назначение единовременного пособия при рождении второго ребенка.
В апелляционной жалобе, Министерство социальной защиты Московской области просит решение суда отменить.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, 21.12.2012 г. Алонцева Е.В. обратилась в Долгопрудненское УСЗН с заявлением о продлении ранее назначенного ежемесячного пособия на ребенка, о назначении ежемесячного пособия на второго ребенка и единовременного пособия по рождению второго ребенка.
Уведомлениями Долгопрудненского УСЗН N210, 5460, 5461, от 03.12.2012 г. в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных для малоимущих семей, в виде ежемесячного пособия на детей и выплатите единовременного пособия в связи с рождением второго ребенка, Алонцевой Е.В. было отказано в виду несоответствия представленных документов Порядку N989/30 от 14.08.2012 г., по содержанию требованиям законодательства РФ и законодательства Московской области.
В соответствии со статьями 3, 16, 18 Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации устанавливаются размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка; получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты. Срок, в течение которого получатель ежемесячного пособия на ребенка обязан сообщить об изменении дохода семьи, дающего право на получение указанного пособия, не может превышать три месяца.
В силу п. 1 ст. 6 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ от 12.01.2006 г. "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (далее Закон) право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до шести месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области.
Согласно Постановлению Правительства Московской области от N1472/42 от 22.11.2012 г. "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и основным социально-демографическим группам населения по Московской области" за 3 квартал 2012 г. установлена величина прожиточного минимума в Московской области на душу населения - 7 227 руб., для трудоспособного населения - 8042 руб.
В соответствии с п. 103 "Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области", утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 N 989/30 (далее порядок) исчисление величины среднедушевого дохода семьи, в том числе за период истекшего времени, на который может быть назначено ежемесячное пособие, производится территориальным структурным подразделением по месту жительства заявителя на основании документов о составе семьи и размере доходов каждого члена семьи, представленных заявителем.
Согласно пункту 104 Порядка величина среднедушевого дохода определяется делением общей суммы дохода семьи за расчетный период на 3 и на число членов семьи.
Из представленного истицей расчета среднедушевого дохода семьи следует, что за расчетный период доход супруга истицы -Алонцева И.В. равен 19917,68 руб., Алонцевой Е.В. - 26380,78 руб. Общий доход семьи составил 46298,47 руб. С учетом количества членов семьи среднедушевой доход на дату обращения в УСЗН равен 3858,21 руб. Данный расчет ответчиком в ходе разрешения спора не оспаривался.
Из письма за N 25.03.89896/1 от 12.12.2012. г. Долгопрудненского УСЗН следует, что в представленной гр.Алонцевым И.В. справке 2НДФЛ с места работы указана заработная плата, которая по своему размеру ниже установленного размера в Московской области. При этом ответчик ссылается на то, что право на получение социальных пособий закон связывает с низким доходом семьи, в которой проживает ребенок, но только при условии, что родители надлежаще исполняют свои обязанности по его содержанию.
Статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Согласно статье 133.1 указанного Кодекса в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Из анализа указанных норм следует, что федеральное законодательство допускает установление размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы ниже минимального размера оплаты труда.
Судом установлено, что Алонцев И.В. работает в ГБОУ НПО "Профессиональное училище N21 по Московской области" в должности педагога дополнительного образования, с оплатой 0,5 ставки и его заработная плата не превышает 6500 руб.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что все необходимые документы, предусмотренные Порядком, были представлены истицей в территориальное подразделение Министерства социальной защиты, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что предусмотренных законом оснований для отказа Алонцевой Е.В. в предоставлении мер социальной поддержки не имелось.
Вместе с тем, настоящее решение не отвечает и не соответствует требованиям процессуального закона исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве социальной защиты населения Московской области, утвержденного Постановлением правительства Московской области от 13.03.2012 N 277/8 "О Положении о Министерстве социальной защиты населения Московской области" в соответствии с которым министерство социальной защиты населения Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере социальной защиты населения Московской области,
Долгопрудненское Управление социальной защиты населения является территориальным структурным подразделением Министерства социальной защиты населения Московской области, следовательно, является ненадлежащим ответчиком по делу.
Таким образом, суд разрешил спор в отношении ненадлежащего ответчика, в связи, с чем решение суда является незаконным и подлежит отмене.
С учетом что надлежащий ответчик -Министерство социальной защиты населения Московской области, привлечен к участию в деле, судебная коллегия, полагает возможным постановить по делу новое решение об обязании Министерства социальной защиты населения Московской области предоставить Алонцевой Е.В. меры социальной поддержки, предусмотренные для малоимущих семей, в виде ежемесячного пособия на детей за период с 21 ноября 2012 года по 20 мая 2013 года и выплатить единовременное пособие в связи с рождением второго ребенка.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Долгопрудненского городского суда Московской области от 25 марта 2013 года отменить. Постановить по делу новое решение.
Обязать Министерство социальной защиты населения Московской области предоставить Алонцевой Евгении Вячеславовне меры социальной поддержки, предусмотренные для малоимущих семей, в виде ежемесячного пособия на детей за период с 21 ноября 2012 года по 20 мая 2013 года и выплатить единовременное пособие в связи с рождением второго ребенка.
Апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Московской области - оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.