Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Меншутиной Е.Л.,
судей Галановой С.Б., Мадатовой Н.А.,
при секретаре Матюхине С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 05 июня 2013 года апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области на решение Шатурского городского суда Московской области от 21 января 2013 года по делу по иску Протосевича Сергея Борисовича к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области об изменении кадастровой стоимости земельных участков,
заслушав доклад судьи Мадатовой Н.А.,
объяснения Протосевича С.Б., его представителя - адвоката Сергиенко Д.Н., представителя ФГБУ "ФКН Росреестра" - Морозовой Н.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Протосевич С.Б. обратился в суд с иском к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области в лице Шатурского отдела, в котором просит:
признать незаконными действия ответчика по формированию в ГЗК недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами 50:25:0070424:180 и 50:25:0070424:181;
обязать ответчика исключить из ГЗК сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2402, 59 рублей за 1 кв.м. и рассчитанные по этому показателю сведения о размере кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков;
обязать ответчика внести в ГЗК сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости спорных участков в размере 35, 81 рублей за 1 кв.м.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ему на праве собственности принадлежат 2 земельных участка, площадью 37 800 кв.м. и площадью 24 400 кв.м., расположенные по адресу: Московская область, Шатурский район, сельское поселение Дмитровское, вблизи д. Новосельцево.
Сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости Управлением
государственной регистрации, кадастра и картографии на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации (то есть среднего уровня по Московской области) и теперь удельный показатель составляет 2 402, 59 рублей за 1 кв. м. Исходя из этого, кадастровая стоимость земельного участка площадью 37800 кв.м. составила 90817902 рубля, а площадью 24400 кв.м. - 58623196 рублей, что в значительной степени превышает их рыночную стоимость.
То обстоятельство, что уполномоченным органом не определен средний показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Шатурскому муниципальному району Московской области, не может служить основанием чрезмерно завышенного размера кадастровой стоимости для земельных участков в Шатурском районе без определения состава факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении этих факторов, проведения сбора рыночной информации, то есть установления среднего показателя для всей Московской области.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с исковым заявлением не согласился, полагая требования не подлежащими удовлетворению.
Решением Шатурского городского суда Московской области от 21 января 2012 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной
кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Как усматривается из материалов дела, Протосеевич С.Б. являлся собственником земельных участков площадью 37 800 кв.м., с кадастровым номером 50:25:0070424:180, и площадью 24 400 кв.м., с кадастровым
номером 50:25:0070424:181, категории - земли сельхозназначения; с разрешенным видом использования - для крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенных по адресу: Московская область, Шатурский район, сельское поселение Дмитровское, вблизи д. Новосельцево (л.д. 17, 18).
Постановлением главы Шатурского муниципального района Московской области N 1034 от 27.04.2012 года вид разрешенного использования участков изменен с "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на "дачное строительство". В связи с изменением вида разрешенного, использования участков, Протосевич С.Б. получил новые свидетельства о государственной регистрации права и кадастровые выписки на них, в которых удельный показатель кадастровой стоимости установлен в размере 2 402, 59 рублей за 1 кв.м. Из этого показателя была рассчитана кадастровая стоимость земельных участков с учетом их площадей. В результате - кадастровая стоимость земельного участка с номером 50:25:0070424:180 составила 90 817 902 рубля; с номером 50:25:0070424:181 - 58 623 196 рублей.
Распоряжением министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 года N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области. При этом, средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Шатурскому муниципальному району данным Распоряжением установлен не был.
В результате принятия указанного Распоряжения от 23.12.2009 года N 121-РМ изменилась кадастровая стоимость земельных участков в Московской области, а соответственно и налогооблагаемая база.
Сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости Управлением государственной регистрации, кадастра и картографии на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации (то есть среднего по Московской области).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно пункту 9.5 правил, кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Поскольку спорные земельные участки, не были включены в инвентаризационную опись земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель, а вид разрешенного использования с "для ведения крестьянского хозяйства" был изменен на
"дачное строительство" в 2012 году, то их кадастровая стоимость должна была определяться в соответствии с п. 2.3.1. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного
участка, утвержденных Приказом Министерств экономического развития и торговли РФ от 12 августа 2006 года N 222.
Так, п. 2.3.1. Методических указаний регламентирует, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Указанным нормативным актом установлена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, путем умножения среднего только для муниципального района (но не субъекта) удельного показателя кадастровой стоимости земель вида объединения соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Видом объединения, соответствующим измененному виду разрешенного использования земельных участков Протосевича С.Б. "под дачное строительство" является дачное объединение.
Распоряжением министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 года N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, согласно которых среднее значение УПКСЗ по Шатурскому району составляет 35 рублей 81 копейку.
Пунктом 2 распоряжения министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 года N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" установлено, что распоряжение министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 года N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" применяется в части, не противоречащей настоящему распоряжению. Указанное Распоряжение вступает в силу с 01.01.2010 года.
Поскольку средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков дачных объединений для Шатурского муниципального
района распоряжением 2009 года не установлен, а вид разрешенного использования земельных участков был изменен в 2012 году, то подлежит применению средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Шатурскому муниципальному району Московской
области, установленный ранее распоряжением министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 года N 166-РМ, а именно: 35, 81 рубль за один квадратный метр.
С учетом изложенного, формированием в государственном земельном кадастре сведений об удельном показателе кадастровой стоимости
указанных земельных участков в размере 2 402, 59 рублей за 1 кв.м., нарушаются права заявителя, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога на принадлежащие истцу на праве собственности земельные участки.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Распоряжением от 2009 года средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков для садово-огороднических объединений для Шатурского муниципального района установлен в размере 159, 59 рублей за 1 кв.м., следовательно - этот показатель может быть применим в данном случае, а суд применяет показатель распоряжения от 2005 года - не состоятельны, так как указанным распоряжением средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков для дачных объединений в Шатурском муниципальном районе не установлен. А разъяснения Росреестра от 22.03.2010 года N 15/87-СБ о возможном применении порядка расчета для садово-огороднических объединений носит разрешительный характер, а не обязательный.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что при рассмотрении дела и принятии решения судом первой инстанции установлены все существенные для дела обстоятельства, им и представленным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности. Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения суда, апелляционной инстанцией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда и на иную оценку доказательств по делу, они были предметом исследования суда первой инстанции, по которым суд высказал свое суждение в решении, в связи с чем, данные доводы не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, cудебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шатурского городского суда Московской области от 21 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.