Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гарновой Л.П.,
судей Шевчук Т.В., Медзельца Д.В.,
при секретаре Ляхович Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 марта 2013 года апелляционную жалобу Администрации Ногинского муниципального района Московской области на решение Ногинского городского суда Московской области от 10 января 2013 года по делу по иску Кубышкиной Ольги Николаевны к Администрации Ногинского муниципального района Московской области о признании права собственности на земельный участок,
заслушав доклад судьи Шевчук Т.В.,
УСТАНОВИЛА:
Кубышкина О.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Ногинского муниципального района Московской области о признании права собственности на земельный участок, в котором просила суд признать за Кубышкиной О.Н. право собственности в порядке приватизации на земельный участок, площадью 608 кв.м., категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования - "для садоводства", расположенного по адресу: Московская обл., Ногинский район, пос. Елизаветино, СНТ "Мечта", участок N 68.
В обоснование заявленных требований Кубышкина О.Н. ссылалась на то, что она являлась членом СНТ "Мечта". В сентябре 2011 г. ей стало известно, что СНТ "Мечта" ликвидировано. Истец имеет в пользовании земельный участок N 68 площадью 609 кв.м., расположенный по адресу: МО, Ногинский район, пос. Елизаветино. Участок Кубышкина О.Н. получила как член СНТ "Мечта".
Поскольку земельный участок N 68, находился в границах территории садоводческого товарищества СНТ "Мечта" с 1995 года и предоставлен истице в соответствии с проектом организации и застройки территории, то на основании п.4, ст. 28 ФЗ "О садоводческих, огородных и дачных некоммерческих объединениях граждан" истица имеет право приобрести право собственности на спорный земельный участок в порядке приватизации.
СНТ "Мечта" решением Ногинской налоговой инспекции было снято с регистрационного учета в качестве юридического лица, однако истец, как член СНТ "Мечта" в порядке ч. 3, ст. 40 ФЗ "О садоводческих, огородных и дачных некоммерческих объединениях граждан" не может быть лишена участка. Просила суд удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика администрации Ногинского муниципального района Московской области Баранова Ю.Г. против удовлетворения исковых требований возражала, пояснила, что требования не основаны на законе, поскольку земельный участок СНТ "Мечта" в установленном порядке не выделялся и не предоставлялся.
Решением Ногинского городского суда Московской области от 10 января 2013 года иск Кубышкиной О.Н. удовлетворен.
С решением суда не согласился ответчик, в апелляционной жалобе Администрация Ногинского муниципального района Московской области просила решение суда отменить, как не соответствующее нормам материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав мнение явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу решения суда.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции установил, что Постановлением главы администрации Ногинского района Московской области от 28.02.1994 г. N 654 ряду организаций Ногинского района был выделен в постоянное (бессрочное) пользование под коллективное садоводство земельный участок общей площадью 4,06, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, пос. Елизаветено, СНТ "Мечта".
Постановлением главы Администрации Ногинского района от 21.11.1994 г., N 3925 было принято решение об изъятии у ТОО "Фрязево" земельного участка, площадью 1354 га и предоставлении АООТ МСЗ земельного участка, площадью 1354 га (л.д.7), о чем выдано свидетельство о праве собственности на землю N 28843 от 20.02.1995г.
Постановлением главы администрации Ногинского района Московской области от 01.07.1996 г. N 2256 ряду организаций Ногинского района был выделен в постоянное (бессрочное) пользование под коллективное садоводство земельный участок, общей площадью 23,7 га, при этом 15 га занимало СНТ "Мечта" и 6,7 га СНТ "Юпитер" (л.д. 14).
Согласно выписки из протокола N 12 от 30 октября 1997 г. Администрация Московской области приняла решение согласовать выбор земельного участка, общей площадью 21,7 га (5,0 и 6,7 га) подсобному хозяйству "Фрязево" АО Машиностроительный завод г. Электросталь под коллективное садоводство из своих земель у д. Елизаветино и д. Есино, Ногинского района. Постановлением от 12.02.1998 г. N 359 утверждены границы земельного участка под коллективное садоводство ПСХ "Фрязево".
Кубышкина О.Н. является членом СНТ "Мечта", что подтверждается копией списка членов садовых участков в СНТ "Мечта". В ее пользовании находится земельный участок N 68 общей площадью 608 кв.м., который входит в границы землеотвода, не занимают земли общего пользования, не находится в охранной зоне инженерных коммуникаций.
Споров о границах указанного земельного участка с владельцами соседних земельных участков у истца не имеется, что подтверждается актом согласования местоположения границ земельных участков (л.д. 150). В течение всего времени членства в СНТ истец оплачивает членские и целевые взносы. Перечисленные обстоятельства подтверждаются справкой СНТ "Мечта" об отсутствии у истца задолженности по уплате членских и целевых взносов (л.д. 151), выкопировкой из генплана СНТ на спорный земельный участок (л.д. 38-39), картой (планом) границ земельного участка, выполненной ООО "Гипрозем-Ногинск" (л.д. 165).
Решением Ногинской Налоговой Инспекции СНТ "Мечта" была снята с регистрационного учета в качестве юридического лица, однако в соответствии с ч.З, ст. 40 ФЗ "О садоводческих, огородных и дачных некоммерческих объединениях граждан" при ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения как юридического лица сохраняются права его бывших членов на земельные участки и другое недвижимое имущество.
В соответствии с п. 2 и п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ"0 садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
Согласно п. 6 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также принимая во внимание тот факт, что спорный земельный участок был выделен истцу до вступления в действие Земельного кодекса РФ, входит в границы землеотвода, не занимают земли общего пользования, не находится в охранной зоне инженерных коммуникаций, суд пришел к правильному выводу выводу, что требования истца Кубышкиной О.Н. к Администрации Ногинского муниципального района Московской области о признании права собственности на земельные участки основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Судом правильно установлены все обстоятельства, имеющие значение для данного дела, правильно применены нормы права, регулирующие спорные отношения сторон, выводы суда соответствуют обстоятельствам настоящего дела.
Доводы апелляционной жалобы Администрации Ногинского муниципального района Московской области сводятся к не согласию с постановленным по делу решением, повторяют доводы возражений на иск, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку, не опровергают правильности выводов суда, в связи с чем, не принимаются судебной коллегией во внимание в качестве основания для отмены обжалуемого решения суда, как необоснованные.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ногинского городского суда Московской области от 10 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Ногинского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.