Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Чиченевой Н.А., Варламовой Е.А.,
при секретаре Фирсанове Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 мая 2013 года апелляционную жалобу Совета депутатов городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области на решение Можайского городского суда Московской области от 19 марта 2013 года по делу по заявлению Администрации городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области о признании нормативных правовых актов недействующими,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения представителя Администрации городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области - Быстрова Н.В., представителя Главы Можайского муниципального района Московской области - Радушкевич Л.С., представителя Совета депутатов Можайского муниципального района Московской области - Маликовой О.В., представителя Совета депутатов городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области - Лашенкова В.Р., заключение прокурора Ковалева Е.А.,
УСТАНОВИЛА:
Администрация городского поселения Уваровка и Глава городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области обратились в суд с заявлением (с учетом уточнения требований - л.д. 116-119) о признании недействующими решения Совета депутатов городского поселения Уваровка от 27.11.2012 N 44/15 "О передаче Можайскому муниципальному району полномочия городского поселения Уваровка по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждению подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений на 2013 год" и решения Совета депутатов городского поселения Уваровка от 27.11.2012 N 43/15 "О передаче Можайскому муниципальному району полномочия городского поселения Уваровка по изменению вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическим и юридическим лицам, в том числе проведение публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков на 2013 год".
Требования мотивированы тем, что решение Совета депутатов городского поселения Уваровка от 27.11.2012 N 43/15 принято в нарушение п. 3.2. Порядка заключения соглашений между органами местного самоуправления городского поселения Уваровка Можайского муниципального района и органами местного самоуправления Можайского муниципального района Московской области о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения Уваровка от 24.09.2010 N 37/8, согласно которому после инициативы соответствующих субъектов о передаче осуществления части полномочий Администрация городского поселения Уваровка готовит проект решения Совета депутатов городского поселения Уваровка, Глава городского поселения Уваровка вносит проект в Совет депутатов вместе с заключением о целесообразности (нецелесообразности) передачи осуществления части полномочий, которое, в свою очередь, согласовывается со службами Администрации городского поселения Уваровка, что предусмотрено ст. 49 Регламента Совета депутатов. Кроме того, в соответствии с п. 3.7. вышеназванного Порядка процесс передачи полномочий поселения муниципальному району неразрывно связан с предоставлением финансовых средств, необходимых для исполнения полномочий, предусмотренных Соглашением, предоставляемых в форме межбюджетных трансфертов. Согласно п. 6 ст. 37 Устава городского поселения Уваровка решения Совета депутатов городского поселения Уваровка, предусматривающие осуществление расходов из местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение Совета депутатов городского поселения Уваровка только по инициативе Главы городского поселения Уваровка или при наличии заключения Главы городского поселения. Заключение Главы городского поселения Уваровка на данное полномочие отсутствует.
По мнению заявителей, Советом депутатов также не были учтены экономические интересы городского поселения Уваровка, поскольку часть передаваемых полномочий городское поселение в состоянии исполнять самостоятельно.
Помимо этого, в ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отсутствует такое полномочие, как "изменение вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическим и юридическим лицам".
Решение Совета депутатов городского поселения Уваровка от 27.11.2012 N 44/15 также принято в отсутствие заключения Главы городского поселения Уваровка, не согласовано со службами Администрации городского поселения, что является нарушением вышеуказанного Порядка заключения соглашений. Кроме того, отсутствует обоснование передачи денежных средств в размере "данные изъяты"и расчет к нему; данное полномочие на 2012 год уже передавалось Можайскому муниципальному району; согласно Соглашению генеральный план разработан и должен быть утвержден в январе 2013 года, следовательно, оснований для передачи полномочия по разработке генерального плана поселения на 2013 год не имеется.
По мнению заявителей, Советом депутатов не учтены экономические интересы городского поселения Уваровка, поскольку данное полномочие городское поселение Уваровка в состоянии исполнять самостоятельно.
Также заявители ссылаются на то, что при принятии оспариваемых решений в голосовании принимал участие председатель Совета депутатов городского поселения Уваровка - депутат Арансон И.А.., полномочия которого должны быть прекращены досрочно, поскольку он осужден мировым судьей судебного участка N 124 Можайского судебного района Московской области за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 112 УК РФ.
В судебном заседании представитель заявителей - Главы городского поселения Уваровка и Администрации городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области - Быстров Н.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представители Совета депутатов городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области Арансон И.А., Лашенков В.Р. заявление не признали.
Представитель Администрации Можайского муниципального района Московской области Радушкевич Л.С. я заявлением также не согласилась.
Представитель Совета депутатов Можайского муниципального района Московской области Мачульская В.Е. заявление поддержала.
Решением Можайского городского суда Московской области от 19 марта 2013 года заявление Администрации и Главы городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, Совет депутатов городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, как незаконное и необоснованное.
Выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора Ковалева Е.А., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Из материалов дела усматривается, что 27.11.2012 Советом депутатов городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области было принято решение N 43/15, согласно которому Совет депутатов городского поселения Уваровка решил:
- передать Можайскому муниципальному району полномочия городского поселения Уваровка по изменению вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическим и юридическим лицам, в том числе проведение публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков;
- утвердить объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2013 году из бюджета городского поселения Уваровка в бюджет Можайского муниципального района для осуществления передаваемых полномочий, указанных в п. 1 настоящего Решения, в размере 50 000 рублей;
- заключить Соглашение между Можайским муниципальным районом и городским поселением Уваровка по передаче части полномочий, указанных в п. 1 настоящего Решения;
- опубликовать настоящее решение в газете "Новая жизнь" (л.д. 6).
Кроме того, 27.11.2012 Советом депутатов городского поселения Уваровка было принято решение N 44/15, согласно которому Совет депутатов городского поселения Уваровка решил:
- передать Можайскому муниципальному району полномочия городского поселения Уваровка по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждению подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
- утвердить объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2013 году из бюджета городского поселения Уваровка в бюджет Можайского муниципального района для осуществления передаваемых полномочий, указанных в п. 1 настоящего Решения, в размере "данные изъяты";
- заключить Соглашение между Можайским муниципальным районом и городским поселением Уваровка по передаче части полномочий, указанных в п. 1 настоящего Решения;
- опубликовать настоящее решение в газете "Новая жизнь" (л.д.7-8).
Указанные решения опубликованы в местном СМИ - газете "Новая жизнь" от 19.12.2012 (л.д. 19-21).
Частью 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 20 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что полномочие по изменению вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическим и юридическим лицам, в том числе проведение публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков, в статье 14 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отсутствует.
Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Решением Совета депутатов городского поселения Уваровка от 24.09.2010 N 37/8 утвержден Порядок заключения соглашений между органами местного самоуправления городского поселения Уваровка Можайского муниципального района и органами местного самоуправления Можайского муниципального района Московской области о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения (л.д. 9-12).
Согласно п. 3.2. вышеуказанного Порядка Администрация городского поселения, рассмотрев инициативу Совета депутатов городского поселения, Главы городского поселения, депутата Совета депутатов городского поселения либо органов местного самоуправления муниципального района в срок не более одного месяца с момента получения должна подготовить проект решения Совета депутатов поселения о передаче органам местного самоуправления муниципального района осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения поселения.
Глава городского поселения вносит проект решения в Совет депутатов поселения в порядке и сроки, установленные при внесении нормативных правовых актов в Совет депутатов городского поселения.
С проектом решения в Совет депутатов городского поселения направляется заключение о целесообразности (нецелесообразности) передачи осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения поселения органам местного самоуправления муниципального района.
Заключение должно иметь согласование со службами Администрации городского поселения Уваровка:
- отделом финансирования, бухгалтерского учета и отчетности Администрации городского поселения Уваровка.
Указанное Заключение должно содержать положения о передаче органам местного самоуправления муниципального района финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для их осуществления.
Согласно п. 6 ст. 37 Устава городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области решения Совета депутатов городского поселения Уваровка, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение Совета депутатов только по инициативе Главы городского поселения или при наличии заключения Главы городского поселения Уваровка (л.д. 69).
Судом установлено, что 30.10.2012 председателем Совета депутатов городского поселения Уваровка Арансоном И.А. в адрес Главы городского поселения Уваровка Черного А.В. были направлены проекты решений по передаче вышеуказанных полномочий органам местного самоуправления Можайского муниципального района Московской области (л.д. 134); в свою очередь, Администрацией городского поселения Уваровка был направлен ответ за N 1116 от 07.11.2012 о том, что Советом депутатов нарушен названный выше Порядок, а именно: Советом депутатов направлены проекты решений, которые вместе с заключениями должна готовить Администрация городского поселения; в направленных проектах указываются денежные средства, однако расчет межбюджетных трансфертов не приложен; кроме того, Советом депутатов городского поселения Уваровка нарушен п. 6 ст. 37 Устава городского поселения Уваровка (л.д. 135-136).
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Советом депутатов городского поселения Уваровка при принятии оспариваемых решений был нарушен Порядок заключения соглашений между органами местного самоуправления городского поселения Уваровка Можайского муниципального района и органами местного самоуправления Можайского муниципального района Московской области о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, утвержденный решением Совета депутатов городского поселения Уваровка от 24.09.2010 N 37/8, а также п. 6 ст. 37 Устава городского поселения Уваровка, поскольку заключение Главы городского поселения Уваровка на передачу полномочий, указанных в оспариваемых решениях, отсутствует.
Кроме того, Советом депутатов городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области была нарушена процедура принятия оспариваемых решений, так как на момент принятия данных решений - 27.11.2012 - полномочия председателя Совета депутатов Арансона И.А. были досрочно прекращены в силу п. 5 ч. 10 ст. 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (19.07.2012 в отношении Арансона И.А. вступил в законную силу обвинительный приговор мирового судьи судебного участка N 124 Можайского судебного района Московской области).
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Можайского городского суда Московской области от 19 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.