Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Смышляевой О.В.,
Судей Цуркан Л.С., Романеевой Е.А.,
при секретаре Бадреевой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 июля 2013 года апелляционную жалобу Елескиной Л.В. на решение Красногорского городского суда Московской области от 22 мая 2013 года по делу по иску Елескиной Ларисы Викторовны к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральный военный клинический госпиталь имени А.А. Вишневского" Министерства обороны РФ о взыскании единовременной денежной выплаты и ежемесячной денежной выплаты. Предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2011 года N 839,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.
объяснения представителей истца и ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Елескина JI.B. обратилась в суд с иском к Федеральному государственном казенному учреждению "Центральный военный клинический госпиталь имени А.А. Вишневского" Министерства обороны РФ о взыскании единовременной денежной выплаты и ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2011 года за N839 в размере 63648 рублей и процентов за задержку выплат 16800 рублей. В обоснование заявленных требований указала, что она в соответствии с приказом от 29 ноября 2001 года N356 работает у ответчика в должности сестры хозяйки. Однако, в нарушение норм законодательства ответчик не произвел указанные выплаты в период с января 2005 года по 2011 года. Она проживает в сельской местности, льготами не пользуется, считает ее право нарушено.
Представитель Федерального государственного казенного учреждения "Центральный военный клинический госпиталь имени А.А. Вишневского" Министерства обороны РФ не явился, ранее в судебном заседании возражал против заявленных требований, указав, что выплаты предусмотрены только медицинским работникам, истица работает в должности сестры-хозяйки, что не относится к медицинской должности.
Решением Красногорского городского суда от 22.05.2013 года в удовлетворении исковых требований было отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Елескина Л.В. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, постановить новое решение об удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, Елескина JI.B. работает у ответчика с 29.11.2001 года в должности сестры хозяйки нейрохирургического отделения. Она постоянно проживает и зарегистрирована на территории сельского поселения Ильинское п. Новый Красногорского района Московской области с мая 1997 года, на учете в Красногорском управлении социальной защиты населения не состоит и компенсационных выплат по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не получает.
Разрешая спор и постановляя по делу решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что к медицинским работникам, имеющим право на единовременную денежную выплату, предусмотренную Постановлением Правительства РФ N 839, относятся медицинские работники, имеющие высшее или специальное профессиональное образование и сертификат специалиста, однако, должность истицы указанных требований не предусматривает, подтверждения навыка и квалификации не требует, выделена в самостоятельный раздел квалификационного справочника.
Судебная коллегия находит выводы суда основанными на правильном применении законов, подлежащих применению в связи с возникновением настоящего спора.
Доводы апелляционной жалобы истца направлены на иное, неправильное толкование норма материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
При этом судебная коллегия исходит из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в качестве меры социальной поддержки установлена ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей (п.1).
В случае, если вышеуказанные лица имели право по состоянию на 31 декабря 2004 года на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, им выплачивается единовременная денежная выплата за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 1 января 2005 года по 31 декабря 2011 года из расчета 433 рубля в месяц в 2005 году, 565 рублей в месяц в 2006 году, 641 рубль в месяц в 2007 году, 706 рублей в месяц в 2008 году, 878 рублей в месяц в 2009 году, 981 рубль в месяц в 2010 году, 1103 рубля в месяц в 2011 году (п.2).
Меры социальной поддержки, предусмотренные Постановлением, предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам по месту их работы.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации N 1556АН. Минфина Российской Федерации N 174Н от 16 декабря 2011 года "Об осуществлении денежных выплат, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях", утвержден "Порядок осуществления с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года в качестве меры социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти", а также "Порядок осуществления в 2012 году единовременной денежной выплаты за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 1 января 2005 года по 31 декабря 2011 года медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения (в том числе лицам, являвшимся медицинскими и фармацевтическими работниками указанных учреждений и уволившимся до 1 января 2012 года) в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2004 года на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Согласно статьи 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 01.12.2004 года) право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством имели врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют.
Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определялись в соответствии с Основами Министерством здравоохранения Российской Федерации, министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"
Так согласно данного справочника к должностям специалистов относятся врачи, биологи, медицинское физики, судебные эксперты, акушеры, фельдшеры, помощники врачей, фармацевты, медицинские сестры.
К указанным должностям применяются требования к квалификации, а именно наличие высшего и (или) среднего профессиональное образование по специальности Лечебное дело". "Акушерское дело". "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело". "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии".
Младший медицинский и фармацевтический персонал выделен в отдельный раздел данного справочника, согласно которому требования к квалификации и наличие специального высшего или среднего профессионального образования не предусматривает. Также не предусматривает и наличие сертификата специалиста.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 января 2016 г. право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Таким образом, сертификат специалиста удостоверяет право на занятие медицинской деятельностью. Истечение срока действия сертификата означает истечение срока действия специального права.
Приказ Минздрава России от 29.11.2012 N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста" сертификат специалиста (далее - сертификат) свидетельствует о достижении его обладателем уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности. Сертификат действует пять лет на территории Российской Федерации.
Сертификат выдается по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. N 176н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 2008 г ... регистрационный N 11634), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2010 г. N 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 мая 2010 г, регистрационный N 17160) к коим должность сестра- хозяйка не относится.
Кроме того, Письмо Министерства здравоохранения РФ 29.06.2012 года N 12-1/10/2-362 указывает на возможность отнесения работников, подлежащих замещению лицами с иным высшим (средним) профессиональным образованием, при этом имеется разъяснение, что в случае, если работник с высшим (средним) немедицинским профессиональным образованием в соответствии со своими трудовыми (должностными) обязанностями, установленными в трудовом договоре и должностной инструкции осуществляет медицинскую деятельность в том смысле, который придает этому понятию ст. 2 Федерального закона N 323-ФЗ, он может быть отнесен к категории медицинских работников.
Согласно требованиям к квалификации по должности сестра-хозяйка требуется средне (полное) общее образование и дополнительная подготовка по направлению профессиональной деятельности. Таким образом, наличия высшего (среднего) немедицинского образования также не требуется, кроме того, из материалов дела следует, что на дополнительную подготовку по направлению профессиональной деятельности истица также не направлялась, а содержание трудовых обязанностей сестры-хозяйки не отвечают общим понятиям ст. 2 Федерального закона N 323-ФЗ.
Более того, доказательств наличия у истицы иного высшего или среднего профессионального образования, самой истицей не представлено.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии у истицы права на получение единовременной денежной выплаты и ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2011 года за N839, а также процентов за задержку указанных выплат, является правильным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногорского городского суда Московской области от 22 мая 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Елескиной Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.