Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Варламовой Е.А.,
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 сентября 2013 года апелляционную жалобу Журкина Ю.В.на решение Талдомского районного суда Московской области от 02 сентября 2013 года по делу по заявлению Журкина Ю.В.об отмене регистрации Курсовой С.В.кандидатом на должность Главы городского поселения Талдом Талдомского муниципального района Московской области,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения представителя Журкина Ю.В. - Додина М.В., представителя Курсовой С.В. - Новака Е.А., заключение прокурора Тришиной В.В.,
УСТАНОВИЛА:
Журкин Ю.В., являясь зарегистрированным кандидатом на должность Главы городского поселения Талдом Талдомского муниципального района Московской области, обратился в суд с заявлением об отмене регистрации Курсовой С.В. кандидатом на должность Главы городского поселения Талдом Талдомского муниципального района Московской области.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что решением Избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Талдом от 29.07.2013 N 82 кандидатом на должность Главы городского поселения Талдом Талдомского муниципального района Московской области зарегистрирована Курсова С.В., выдвинутая избирательным объединением "Местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
29.08.2013 заявитель ознакомился с документами Избирательной комиссии, в результате чего им было выявлено, что Курсова С.В. формирует свой избирательный фонд с нарушением закона, зачисляя в него денежные средства, поступившие от жертвователей - юридических и физических лиц, которые в соответствии с законом подлежат возврату. Согласно сведениям, поданным в Избирательную комиссию муниципального образования городское поселение Талдом, на 23.08.2013 Курсовой С.В. был открыт специальный избирательный счет в ОАО "Сбербанк России", на который внесены денежные средства в сумме "данные изъяты"рублей. При этом "данные изъяты"рублей внесены незаконно и подлежали возврату в течение 10 дней. Однако данные денежные средства были израсходованы на избирательную компанию. Поскольку данная сумма превышает допустимые законом 5% от предельной величины избирательного фонда, что составляет "данные изъяты"рублей, имеются основания для отмены регистрации кандидата на должность Главы городского поселения Талдом Курсовой С.В. на основании пп. "б" п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
В судебном заседании представитель Журкина Ю.В. - Додин М.В., поддержал заявление, настаивал на его удовлетворении.
Представитель Курсовой С.В. - Набатова Т.Н., с требованиями не согласилась, пояснив, что Курсова С.В. не расходовала незаконно внесенные денежные суммы. Когда указанные нарушения были обнаружены, незаконно внесенные денежные средства были возвращены юридическим и физическим лицам (29.08.2013).
Представитель Избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Талдом в судебное заседание не явился, извещен.
Решением Талдомского районного суда Московской области от 02 сентября 2013 года в удовлетворении заявления Журкина Ю.В. отказано.
В апелляционной жалобе Журкин Ю.В. просит об отмене судебного постановления, как незаконного и необоснованного.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявитель Журкин Ю.В., заинтересованное лицо Курсова С.В., представитель Избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Талдом не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора Тришиной В.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Согласно п. 5 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.
В соответствии с п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:
а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;
б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;
в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;
д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона;
е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона;
ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте "г" пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;
з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.
Согласно п.п. 7, 8, 9 ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ при внесении пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, информацию о гражданстве.
При внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи.
Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума вправе возвратить жертвователю любое пожертвование в избирательный фонд, фонд референдума, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем. Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющими права осуществлять такое пожертвование, либо если пожертвование внесено с нарушением требований пунктов 7 и 8 настоящей статьи, либо если пожертвование внесено в размере, превышающем установленный законом максимальный размер такого пожертвования, оно подлежит возврату жертвователю в полном объеме или подлежит возврату та его часть, которая превышает установленный законом максимальный размер пожертвования, с указанием причины возврата. Пожертвование, внесенное анонимным жертвователем, подлежит перечислению в доход соответствующего бюджета. Сроки возврата пожертвований, а также сроки перечисления пожертвований в доход соответствующего бюджета устанавливаются законом. Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума не несут ответственность за принятие пожертвований, при внесении которых жертвователи указали сведения, предусмотренные пунктами 7 и 8 настоящей статьи и оказавшиеся недостоверными, если кандидат, избирательное объединение своевременно не получили информацию о неправомерности данных пожертвований.
В соответствии с ч.ч. 8, 9 ст. 47 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" при внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Кандидат, избирательное объединение вправе возвратить жертвователю любое пожертвование в избирательный фонд, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем. Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющим права осуществлять такое пожертвование, либо если пожертвование внесено с нарушением требований частей 7 и 8 настоящей статьи, либо если пожертвование внесено в размере, превышающем установленный настоящим Законом максимальный размер такого пожертвования, оно подлежит возврату жертвователю в течение десяти дней со дня его поступления на счет в полном объеме или подлежит возврату та его часть, которая превышает установленный настоящим Законом максимальный размер пожертвования с указанием причины возврата. Пожертвование, внесенное анонимным жертвователем, подлежит перечислению в доход местного бюджета в течение десяти дней со дня его поступления на счет. Кандидат, избирательное объединение не несут ответственности за принятие пожертвований, при внесении которых жертвователи указали сведения, предусмотренные частями 7 и 8 настоящей статьи и оказавшиеся недостоверными, если кандидат, избирательное объединение своевременно не получили информацию о неправомерности данных пожертвований.
Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов городского поселения Талдом от 10.06.2013 N 01-04/29, которое опубликовано в местной газете "Заря" 13.06.2013 (л.д. 66), на 08.09.2013 назначены выборы на должность Главы городского поселения Талдом Талдомского муниципального района Московской области.
Решением Избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Талдом от 19.07.2013 N 35 Журкин Ю.В. зарегистрирован кандидатом на должность Главы городского поселения Талдом Талдомского муниципального района Московской области (л.д. 10).
Решением Избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Талдом от 29.07.2013 N 82 Курсова С.В. также зарегистрирована кандидатом на указанную выборную должность (л.д. 11).
В обоснование своих требований заявитель ссылается на представленные суду выписки из специального избирательного счета кандидата на должность Главы городского поселения Талдом Курсовой С.В. по состоянию на 23.08.2013 (л.д. 32-33), сведения о расходовании денежных средств по состоянию на 23.08.2013 (л.д. 35-36), справку о безналичных зачислениях по специальному избирательному счету Курсовой С.В. от 26.08.2013 (л.д. 37), копии платежных поручений юридических лиц и индивидуального предпринимателя от 12.08.2013 и 16.08.2013 (л.д. 38-41) и протокол N 16 заседания Избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Талдом от 30.08.2013 (л.д. 42-43), заверенные секретарем Избирательной комиссии Фонда Е.И., в достоверности которых сомневается представитель Курсовой С.В., а также представленную выписку из специального избирательного счета Курсовой С.В. за 20.08.2013 (л.д. 48-49) и копии аналогичных указанным выше документов (л.д. 50-56), заверенные председателем Избирательной комиссии Мозжухиным А.В., достоверность которых не оспаривается.
Кроме того, суду была представлена выписка из специального избирательного счета Курсовой С.В. за 02.09.2013 (л.д. 62-63) и справка о безналичных зачислениях по данному счету по состоянию на 30.08.2013 (л.д. 64), достоверность которых сторонами также не оспаривается. Иных доказательств сторонами не представлено, ходатайств об истребовании дополнительных доказательств не заявлено.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд обоснованно согласился с доводами заявителя о несоответствии заявленных 4 платежей по перечислению денежных средств на специальный избирательный счет Курсовой С.В., а именно платежных поручений ООО "Дорожник-2" от 12.08.2013 на сумму "данные изъяты"рублей, ИП Бренева Н.Н. от 12.08.2013 на сумму "данные изъяты"рублей, ООО "Завод котельного оборудования" от 16.08.2013 на сумму "данные изъяты"рублей и ООО СП "Таир" от 16.08.2013 на сумму "данные изъяты"рублей, требованиям п.п. 7, 8 ст. 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и ч.ч. 7, 8 ст. 47 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", поскольку в данных платежных поручениях не указаны установленные законом сведения, в том числе не указано, что это пожертвования, отсутствует дата образования юридических лиц, нет отметок об отсутствии ограничений, установленных законом, не полностью указаны банковские реквизиты, в отношении индивидуального предпринимателя не указаны сведения, предусмотренные для физических лиц (л.д. 67).
Кроме того, из справки о безналичных зачислениях на счет Курсовой С.В. (л.д. 64) следует, что по тем же основаниям не соответствует требованиям закона и платеж, поступивший 20.08.2013 от ООО "Эко-Мастер" в сумме "данные изъяты"рублей.
В соответствии с ч. 9 ст. 47 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" указанные пожертвования подлежали возврату в течение 10 дней со дня их поступления.
Размер избирательного фонда кандидата на должность Главы городского поселения Талдом не может превышать 1000 000 рублей, что предусмотрено ч. 5 ст. 47 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области". Предельный размер денежных средств, который кандидат может использовать помимо средств своего избирательного фонда (5%) составляет 50 000 рублей.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 23.08.2013 (л.д. 32-33) на специальный избирательный счет Курсовой С.В. поступило "данные изъяты"рублей, израсходовано - "данные изъяты"рублей, остаток по счету составлял "данные изъяты"рублей.
При этом, как верно указал суд, сведения о расходовании средств избирательного фонда (л.д. 35-36) подтверждают лишь виды и суммы расходов в размере "данные изъяты"рублей и не свидетельствуют о поступивших суммах на указанную дату и остатке по счету "данные изъяты"рублей, сведения о которых имеются в выписке из лицевого счета (л.д. 32-33).
Судом установлено, что из поступивших "данные изъяты"рублей подлежали возврату как незаконно внесенные, хотя установленный законом срок возврата на указанную дату истек только по платежам от 12.08.2013.
За указанный период Курсова С.В. на цели избирательной кампании могла использовать денежные средства своего избирательного фонда в сумме "данные изъяты"рублей. Фактически ею использовано "данные изъяты"руб., то есть на "данные изъяты"рублей больше, что не превышает 5% от предельного размера расходования средств избирательного фонда.
По состоянию на 20.08.2013 (л.д. 48) на специальный избирательный счет Курсовой С.В. поступило "данные изъяты"рублей, израсходовано "данные изъяты"рублей, остаток по счету составлял "данные изъяты"рублей. Из поступивших "данные изъяты"рублей подлежали возврату как незаконно внесенные, хотя установленный законом срок возврата на указанную дату не истек.
За указанный период Курсова С.В. на цели избирательной кампании могла использовать денежные средства своего избирательного фонда в сумме "данные изъяты"рублей. Фактически ею использовано 84 481,04 рублей, то есть больше на 14 481,04 рублей, что не превышает 5% от предельного размера расходования избирательного фонда.
В материалах дела имеются доказательства возврата пожертвований по платежам, не соответствующим требованиям закона, на сумму "данные изъяты"рублей (л.д. 57-61). Возврат произведен 29.08.2013.
По состоянию на 02.09.2013 (л.д. 62-63) на специальный избирательный счет Курсовой С.В. поступило "данные изъяты"рублей, израсходовано "данные изъяты"рублей, остаток по счету составляет "данные изъяты"рублей.
При этом, пожертвования, поступившие 27.08.2013 от ООО СМП "Вечерний Дмитров" и ООО "Рокот" на сумму "данные изъяты"рублей каждое (л.д. 64), также не могут быть зачислены в специальный избирательный фонд Курсовой С.В. и подлежат возврату в установленный законом срок, что ее представителем не оспаривается. Поскольку остаток по счету превышает сумму подлежащую возврату - "данные изъяты"рублей, суд не усмотрел расходования средств помимо избирательного фонда.
Таким образом, как установил суд, кандидатом на должность Главы городского поселения Талдом Курсовой С.В. действительно были допущены нарушения по формированию своего избирательного фонда, выразившиеся в несвоевременном возврате жертвователям денежных средств, перечисленных с нарушением закона. Однако установленные и допустимые законом 5% от предельного размера расходования средств избирательного фонда, Курсовой С.В. превышены не были. Также судом не установлено превышение предельного размера расходования средств избирательного фонда более чем на 5 процентов.
Отклоняя доводы представителя заявителя о том, что при остатке по счету менее величины незаконно зачисленных в избирательный фонд и подлежащих возврату средств, можно говорить о незаконном использовании средств помимо средств избирательного фонда, суд обоснованно исходил из того, что данные доводы не основаны на законе, который допускает использование кандидатом средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма не превышает 5% от предельного размера избирательного фонда, то есть 50 000 рублей.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии законных оснований для отмены регистрации кандидата Курсовой С.В.
Доводы апелляционной жалобы Журкина Ю.В. аналогичны доводам заявления, были предметом исследования и надлежащей оценки суда первой инстанции, не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и поэтому не могут повлечь его отмену.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что в силу ч. 9 ст. 260 ГПК РФ решение по заявлению об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть принято судом не позднее, чем за пять дней до дня голосования, то есть не позднее 02.09.2013.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Талдомского районного суда Московской области от 02 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Журкина Ю.В.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.