Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Варламовой Е.А.,
при секретаре Низвинском А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 августа 2013 года апелляционную жалобу Дюкова Д.В.на решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 16 августа 2013 года по делу по заявлению Дюкова Д.В.о признании незаконными действий Территориальной избирательной комиссии Наро-Фоминского района Московской области, признании недействительным итогового протокола об итогах проверки подписей избирателей, оформления подписных листов от 06.08.2013, отмене решения Территориальной избирательной комиссии Наро-Фоминского района Московской области от 06.08.2013 N 44.6.7. об отказе в регистрации, обязании Территориальной избирательной комиссии Наро-Фоминского района Московской области зарегистрировать кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Калининец Наро-Фоминского муниципального района Московской области,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения Дюкова Д.В., представителей Территориальной избирательной комиссии Наро-Фоминского района Московской области - Щурова Ю.О., Лисициной Ю.А., заключение прокурора Тришиной В.В.,
УСТАНОВИЛА:
Дюков Д.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия Территориальной избирательной комиссии Наро-Фоминского района Московской области, выразившиеся в нарушении п. 7 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ч. 17 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области"; признать недействительным итоговый протокол об итогах проверки подписей избирателей от 06.08.2013; отменить решение Территориальной избирательной комиссии Наро-Фоминского района Московской области от 06.08.2013 N 44.6.7 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Калининец Наро-Фоминского муниципального района Московской области на выборах, назначенных на 08.09.2013, обязать Территориальную избирательную комиссию Наро-Фоминского района Московской области зарегистрировать Дюкова Д.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Калининец Наро-Фоминского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу N 12 для участия в выборах, назначенных на 08.09.2013, обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование требований заявитель указал, что 19.07.2013 он подал в Территориальную избирательную комиссию Наро-Фоминского района Московской области заявление о самовыдвижении кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Калининец по избирательному округу N 12 для участия в выборах, назначенных на 08.09.2013.
26.07.2013 заявителем в Территориальную избирательную комиссию были представлены подписные листы с подписями избирателей, протокол об итогах сбора подписей и первый финансовый отчет.
Решением Территориальной избирательной комиссии Наро-Фоминского района Московской области от 06.08.2013 N 44.6.7 заявителю было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Калининец Наро-Фоминского муниципального района Московской области в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей.
По мнению заявителя, указанное решение и итоговый протокол об итогах проверки подписей избирателей, оформления подписных листов от 06.08.2013 являются недействительными, нарушают его избирательные права; действия Территориальной избирательной комиссии противоречат требованиям п. 1 ст. 11.1, п. 7 и п. 18 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ч. 17 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", поскольку первым днем подачи документов, необходимых для регистрации кандидата, является 26.07.2013, следовательно, проверка представленных документов на их соответствие закону, проверка правильности сбора подписей избирателей и составления подписных листов должна была быть проведена не позднее 05.08.2013. При этом закон не предусматривает возможность переноса срока подачи документов, устранения недостатков либо рассмотрения представленных документов избирательной комиссией.
Ведомость проверки подписных листов от 26.07.2013 также является недействительной, так как в отличие от итогового протокола составлена иным составом рабочей группы, а именно Кулагиным Е.В. и Жидковой Т.В.
Кроме того, Территориальной избирательной комиссией Наро-Фоминского района Московской области был нарушен п. 1.1 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ч. 1.1 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области".
Заявитель считает, что им в Территориальную избирательную комиссию представлены все необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документы.
В судебном заседании Дюков Д.В. поддержал заявленные требования, просил удовлетворить.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Наро-Фоминского района Московской области Щуров Ю.О. с заявлением не согласился, пояснив, что отказ в регистрации Дюкова Д.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Калининец Наро-Фоминского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу N 12 является законным, поскольку в подписных листах сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, были указаны не в полном объеме, а именно отсутствовала дата рождения. Заседание Территориальной избирательной комиссии было перенесено с 05.08.2013 на 06.08.2013 в связи с отсутствием кворума.
Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 16 августа 2013 года в удовлетворении заявления Дюкова Д.В. было отказано.
В апелляционной жалобе Дюков Д.В. просит об отмене данного решения, как незаконного и необоснованного.
Выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора Тришиной В.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Согласно п. 5 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 28 Закона Московской области от 11.07.2006 N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области".
Согласно пп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Аналогичная норма содержится в п. 5 ч. 22 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области".
В соответствии с п. 12 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ч. 7 ст. 27 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Согласно пп. "з" п. 6.4. ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидата, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно.
Из материалов дела следует, что на 08.09.2013 назначены выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Калининец Наро-Фоминского района Московской области.
26.07.2013 Дюков Д.В. обратился в Территориальную избирательную комиссию Наро-Фоминского района Московской области с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Калининец по одномандатному избирательному округу N 12 в порядке самовыдвижения.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 23 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" к заявлению Дюкова Д.В. были приложены необходимые документы.
26.07.2013 Дюков Д.В. согласно ч. 3 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" представил в Территориальную избирательную комиссию подписной лист с подписями избирателей, протокол об итогах сбора подписей и первый финансовый отчет.
Согласно Итоговому протоколу об итогах проверки подписей избирателей, оформления подписных листов от 06.08.2013 (л.д. 40) из проверенных 14 подписей избирателей Территориальной избирательной комиссией признаны недействительными 14 подписей (п. 8 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области").
Решением Территориальной избирательной комиссии Наро-Фоминского района Московской области от 06.08.2013 3 44.6.7. Дюкову Д.В. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Калининец Наро-Фоминского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу N 12 на основании п. 5 ч. 22 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (л.д. 19-20).
Исследовав в судебном заседании подписной лист с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Калининец Наро-Фоминского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу N 12 Дюкова Д.В., содержащий 14 подписей, суд установил, что сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме, а именно: отсутствует дата рождения лица, осуществлявшего сбор подписей, что является основанием для признания всех 14 подписей избирателей недействительными.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что Территориальная избирательная комиссия Наро-Фоминского района Московской области правомерно отказала Дюкову Д.В. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Калининец Наро-Фоминского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу N 12, так как Дюковым Д.В. не было представлено достаточного количества достоверных подписей избирателей, необходимых для регистрации.
При этом, как верно указал суд, итоговый протокол по проверке подписей соответствует действительности, в нем отражено, что количество подписей, признанных достоверными, составило 0 подписей (л.д. 40). Отсутствие подписи руководителя рабочей группы в итоговом протоколе не влияет на суть отраженных в нем сведений. Кроме того, решение о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата принималось Территориальной избирательной комиссией на основании совокупности всех представленных документов, в том числе и подписного листа. Из ведомости рабочей группы по проверке подписных листов следует, что основанием для признания всех подписей избирателей недействительными являлось невнесение даты рождения лицом, осуществлявшим сбор подписей, то есть Дюковым Д.В. (л.д. 41-44).
Доводы заявителя о нарушении сроков рассмотрения его документов, вручения итогового протокола суд обоснованно не принял во внимание, так как из представленного протокола заседания Территориальной избирательной комиссии от 05.08.2013 усматривается, что на заседании отсутствовал кворум, в связи с чем, заседание комиссии было перенесено на следующий день - на 06.08.2013.
Данное обстоятельство также не является основанием для отмены оспариваемого решения об отказе в регистрации Дюкова Д.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Калининец Наро-Фоминского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу N 12
С учетом изложенного суд правомерно отказал в удовлетворении заявления Дюкова Д.В.
Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Доводы апелляционной жалобы Дюкова Д.В. аналогичны доводам заявления, были предметом рассмотрения и надлежащей оценки суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 16 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дюкова Д.В.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.