Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Варламовой Е.А.,
при секретаре Низвинском А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 августа 2013 года апелляционную жалобу Любомудрова Д.Ю.на решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 25 апреля 2013 года по делу по заявлению Любомудрова Д.Ю.о признании незаконными действий ОУФМС России по Московской области по Наро-Фоминскому муниципальному району, должностного лица Тельчаровой В.Г., аннулировании записи о регистрации, обязании снять Воронина С.Л. с регистрационного учета,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
УСТАНОВИЛА:
Любомудров Д.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий ОУФМС России по Московской области по Наро-Фоминскому муниципальному району, должностного лица Тельчаровой В.Г., аннулировании записи о регистрации, обязании снять Воронина С.Л. с регистрационного учета по адресу: "данные изъяты".
В обоснование требований заявитель указал, что постановлением судебного пристава-исполнителя СМО по ИОВИП УФССП России по Московской области о запрете производить регистрационные действия от 26.04.2010 был объявлен запрет на постановку граждан на регистрационный учет по адресу: "данные изъяты". Однако 07.03.2013 заявителю стало известно, что по указанному адресу был зарегистрирован Воронин С.Л., что, по мнению заявителя, является незаконным.
В судебном заседании Любомудров Д.Ю. и его представитель Сафин И.М. поддержали доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ОУФМС России по Московской области по Наро-Фоминскому муниципальному району Хвостов Д.А., Тельчарова В.Г., Воронин С.Л. и его представитель Любомудрова В.В. против удовлетворения заявленных требований возражали.
Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 25 апреля 2013 года в удовлетворении заявления Любомудрова Д.Ю. отказано.
В апелляционной жалобе Любомудров Д.Ю. просит об отмене данного решения, как незаконного и необоснованного.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В соответствии со ст. 3 указанного Закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федераций его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Статьей 9 Закона установлено, что действия или бездействие государственных и иных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и иных юридических и физических лиц, затрагивающие право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредственно в суд.
Из материалов дела следует, что Воронин С.Л. на основании договора купли-продажи земельных участков и жилого дома от 22.05.2003 является собственником 1/2 доли жилого дома, Лит.А-а, расположенного по адресу: "данные изъяты"что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.12.2010 (л.д. 52-57).
26.04.2010 судебным приставом-исполнителем СМО по ИОВИП УФССП России по Московской области Щербаковым Д.В. в рамках исполнительного производства N 46/43/6139/5/2010, возбужденного на основании исполнительного листа N 000362265 от 12.10.2009 Гагаринского районного суда г. Москвы в отношении должника Воронина С.Л., было вынесено постановление о запрете постановки граждан на регистрационный учет по адресу: "данные изъяты"(л.д. 13).
В начале декабря 2012 года в ТП N 3 ОУФМС России по Московской области по Наро-Фоминскому муниципальному району поступило постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Наро-Фоминскому муниципальному району УФССП России по Московской области Фещенко А.А. от 04.12.2012, вынесенное в рамках исполнительного производства N 16099/11/24/50, возбужденного на основании исполнительного листа от 12.10.2009 Гагаринского районного суда г. Москвы в отношении должника Воронина С.Л., о снятии запрета на постановку граждан на регистрационный учет по адресу: "данные изъяты"(л.д. 18).
18.12.2012 на основании заявления Воронина С.Л. о регистрации по месту жительства (л.д. 97), к которому были приложены все необходимые документы, должностным лицом ТП N 3 ОУФМС России по Московской области по Наро-Фоминскому муниципальному району Тельчаровой В.Г. на основании п.п. 16-18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, было принято решение о регистрации Воронина С.Л. по месту жительства по адресу: "данные изъяты"
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что процедура регистрационного учета (снятия с регистрационного учета) граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации установлена постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию". Регистрационный учет (снятие) граждан осуществляется территориальными органами ФМС России через их структурные подразделения.
В соответствии с п. 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами настоящих Правил возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел.
Согласно п. 16 Правил регистрация гражданина по месту жительства производится при предоставлении должностным лицам следующих документов:
- документ, удостоверяющий личность;
- заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
-документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской федерации основанием для вселения в жилое помещение.
В соответствии с п. 17 Правил должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в п. 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.
Согласно п. 18 Правил органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов. Отметка в паспорте гражданина либо выдача свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, производятся в день поступления в орган регистрационного учета документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Как верно указал суд, право собственника на распоряжение своим имуществом может быть ограничено только в порядке, установленном Конституцией РФ. Органы УФМС такими полномочиями не наделены.
Принимая во внимание, что регистрация Воронина C.JI. по месту жительства по адресу: "данные изъяты"была произведена в тот момент, когда уполномоченными лицами службы судебных приставов были сняты ограничения на регистрацию граждан по указанному адресу, суд пришел к правильному выводу о законности действий ОУФМС России по Московской области по Наро-Фоминскому муниципальному району, в том числе должностного лица Тельчаровой В.Г.
С учетом изложенного суд правомерно отказал в удовлетворении заявления Любомудрова Д.Ю. в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 25 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Любомудрова Д.Ю.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.