Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Варламовой Е.А.,
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 августа 2013 года апелляционную жалобу Бикбулатова А.А,на решение Красногорского городского суда Московской области от 13 августа 2013 года по делу по заявлению Бикбулатова А.А,об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Красногорского района Московской области от 25.07.2013 года о регистрации Зотова С.Н. кандидатом в депутаты Совета депутатов Красногорского муниципального района по одномандатному избирательному округу N15,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения Зотова С.Н., представителя Бикбулатова А.А. - Проценко Т.И., представителя Территориальной избирательной комиссии Красногорского района Московской области - Садековой А.Л., заключение прокурора Тришиной В.В.,
УСТАНОВИЛА:
Зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу N 15 Бикбулатов А.А. обратился в суд с заявлением об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Красногорского района Московской области от 25.07.2013 N 15/2-10 о регистрации Зотова С.Н. кандидатом в депутаты Совета депутатов Красногорского муниципального района по одномандатному избирательному округу N 15.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что оспариваемое решение Территориальной избирательной комиссии является незаконным и подлежит отмене, поскольку в нарушение положений Федерального закона "О политических партиях" и п.п. 5.2, 5.3 Устава КПРФ кандидатура Зотова С.Н. была выдвинута неуполномоченным органом - Пленумом Комитета Красногорского районного отделения. При этом, в нарушение п.п. 5.7, 5.9 Устава КПРФ в Территориальную избирательную комиссию была представлена выписка из протокола Пленума, а не постановление (решение) Комитета Красногорского районного отделения КПРФ о выдвижении Зотова С.Н. кандидатом в депутаты в составе списка кандидатов с указанием числа зарегистрированных участников Пленума Комитета и числа участников, необходимого для принятия такого решения, итогов голосования по нему, а также с полными данными о кандидатуре Зотова С.Н. Кроме того, в Территориальную избирательную комиссию не были представлены все документы, необходимые для выдвижения и регистрации кандидата.
В судебном заседании представитель заявителя Бикбулатова А.А. - Романенко О.В., поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении.
Заинтересованное лицо Зотов С.Н. против удовлетворения заявления возражал, пояснив, что при его выдвижении и регистрации, как кандидата в депутаты, были соблюдены все требования действующего законодательства о выборах.
Представители Территориальной избирательной комиссии Красногорского района Московской области Головина С.Ф. и Садекова А.Л. с заявлением не согласились, указав, что предусмотренных законом оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого решения не имеется.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 13 августа 2013 года в удовлетворении заявления Бикбулатова А.А. отказано.
В апелляционной жалобе Бикбулатов А.А. просит об отмене данного решения, как незаконного и необоснованного.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявитель Бикбулатов А.А. не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен в установленном законом порядке. В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора Тришиной В.В., полагавшей решение суда подлежащим отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Согласно п. 5 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.
В силу п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пп. "в" п. 24 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Аналогичное положение содержится в п. 3 ч. 22 ст. 28 Закона Московской области от 11.07.2006 N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области".
Из материалов дела усматривается, что на 08.09.2013 назначены выборы кандидатов в депутаты Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области.
Бикбулатов А.А. и Зотов С.Н. являются зарегистрированными кандидатами в депутаты Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области по избирательному округу N 15.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
Одновременно в силу п. 16 ст. 38 того же Федерального закона регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов, списков кандидатов региональным или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Из анализа вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что полномочиями принимать решения о выдвижении кандидатов на выборные должности в органы местного самоуправления обладает конференция (общее собрание) регионального отделения политической партии либо общее собрание или предусмотренный уставом партии орган иного структурного подразделения. И только в случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты соответствующих законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, а при проведении выборов в органы местного самоуправления - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения (п. 3.1 ст. 25 Федерального закона N 95-ФЗ).
Согласно п.п. 5.2, 5.3 Устава КПРФ высшим руководящим органом местного отделения партии является Конференция, которая имеет право самостоятельно решать любые вопросы, связанные с деятельностью местного отделения партии, не относящиеся к компетенции органов соответствующего регионального отделения партии, а также высшего или центральных органов партии, и не урегулированные решениями указанных органов.
В соответствии с п.п. 5.7, 5.8, 5.9 Устава постоянно действующим руководящим органом местного отделения партии является Комитет (горком, райком и так далее), который избирается Конференцией соответствующего местного отделения партии и ей подотчетен.
Комитет имеет право самостоятельно решать все вопросы, связанные с деятельностью местного отделения партии, не относящиеся к компетенции органов соответствующего регионального отделения, высшего или центральных органов партии, а также Конференции местного отделения партии, и не урегулированные решениями указанных органов.
Комитет местного отделения КПРФ избирает из своего состава сроком на два года Бюро Комитета, первого секретаря Комитета, секретарей Комитета и досрочно прекращает их полномочия.
Комитет местного отделения КПРФ по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии выдвигает тайным голосованием кандидатов (список кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления.
Заседание Комитета проходит в форме Пленума. Решения Комитета принимаются в форме постановлений.
Согласно п. 5.12 Устава Бюро Комитента местного отделения КПРФ по согласованию с Бюро Комитета соответствующего регионального отделения партии выдвигает тайным голосованием кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, Зотов С.Н. был выдвинут кандидатом в депутаты Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области Пленумом Комитета Красногорского районного отделения Московского областного отделения политической партии "КПРФ", что не противоречит положениям вышеприведенных норм закона.
Список кандидатов в депутаты Совета депутатов по одномандатным округам согласован Бюро Комитета местного отделения КПРФ с Бюро Комитета соответствующего регионального отделения партии, что подтверждается постановлением "О согласовании кандидатур для выдвижения кандидатами на муниципальных выборах Московской области" от 20.06.2013 (л.д. 115).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно не согласился с доводом заявителя о выдвижении кандидатуры Зотова С.Н. неуполномоченным органом партии.
В соответствии с пп. "е" п. 14.1 ст. 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п. "е" ч. 1.2 ст. 26 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в организующую выборы избирательную комиссию решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком.
Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 26 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" решение съезда (конференции) избирательного объединения о выдвижении кандидатов, списков кандидатов оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:
1) число зарегистрированных участников съезда (конференции);
2) число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом соответствующей политической партии;
3) решение о выдвижении кандидата, списка кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением соответствующего списка кандидатов). В отношении каждого кандидата должны быть указаны следующие сведения о нем: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) (если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа), сведения о судимости и об иностранном гражданстве кандидатов, а также по желанию кандидата его принадлежность не более чем к одному зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования общественному объединению и статус в нем при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом соответствующего общественного объединения;
4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения;
5) дата принятия решения.
Решение съезда (конференции) избирательного объединения о выдвижении кандидатов, списка кандидатов заверяется подписью руководителя избирательного объединения и печатью избирательного объединения.
Из материалов дела усматривается, что в Территориальную избирательную комиссию Красногорского района Московской области была представлена Выписка из протокола Пленума Комитета Красногорского районного отделения Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" от 26.06.2013 (л.д. 49), в которой отсутствовали данные о выдвижении Зотова С.Н. кандидатом в депутаты Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области по избирательному округу N 15 (как и о выдвижении заявителя кандидатом на какую-либо выборную должность в принципе).
Кроме того, вышеуказанная выписка имеет разночтения с Протоколом Пленума Комитета Красногорского районного отделения Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" от 26.06.2013 (л.д. 127-150).
Таким образом, решение избирательного объединения в поддержку выдвижения Зотова С.Н. кандидатом в депутаты Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области по избирательному округу N 15 представлено не было.
Вывод суда о том, что избирательная комиссия была обязана уведомить кандидата о неполноте представленных сведений, является ошибочным, поскольку в данном случае имело место непредставление обязательных по закону документов, а не неполнота либо ненадлежащее оформление уже представленных документов.
При изложенных обстоятельствах постановленное по делу решение не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Одновременно судебная коллегия принимает новое решение об удовлетворении заявленных Бикбулатовым А.А. требований.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногорского городского суда Московской области от 13 августа 2013 года отменить, постановить по делу новое решение, которым заявление Бикбулатова А,А.удовлетворить.
Отменить решение Территориальной избирательной комиссии Красногорского района московской области от 25.07.2013 года N 15/2-10 о регистрации Зотова С.Н.кандидатом в депутаты Совета депутатов Красногорского муниципального района по одномандатному избирательному округу N 15.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.