Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 1 августа 2008 г. N 03-02-07/1-329
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 15.04.2008 N СК-144К по вопросу о применении статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
Согласно пункту 11 статьи 40 Кодекса при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках. При этом Кодексом не определен перечень официальных источников информации о рыночных ценах.
Полагаем, что при определении рыночных цен может быть использована информация о ценах, опубликованная в официальных изданиях, в частности, органов, уполномоченных в области статистики, ценообразования.
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы (статья 8 Федерального закона N 135-ФЗ).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 135-ФЗ оценщик имеет право применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки. В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256, оценщиком применяются доходный, сравнительный и затратный подходы к оценке.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку, используется, в т.ч. рыночная стоимость. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе для целей налогообложения.
Также статьей 7 Федерального закона N 135-ФЗ установлено, что в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По вопросу определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения Минфин России пояснил, что при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках. В качестве официальных источников информации о рыночных ценах могут быть использованы, в частности, официальные издания органов статистики, ценообразования.
В случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы проводится оценка объекта налогообложения. При определении стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку, используется в том числе рыночная стоимость. Если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта, либо в договоре об оценке объекта не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Оценщик вправе самостоятельно применять методы проведения оценки объекта в соответствии со стандартами оценки. В частности, оценщиком применяются доходный, сравнительный и затратный подходы к оценке.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 августа 2008 г. N 03-02-07/1-329
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 19 августа 2008 г. N 30, в журнале "Документы и комментарии", сентябрь 2008 г. N 17