Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Вороновой М.Н., Терещенко А.А.,
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 сентября 2013 года апелляционную жалобу Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области на решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 24 июля 2013 года по делу по заявлению Ярославцева Владимира Павловича о признании незаконным отказа Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области в предоставлении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области - Крыванова А.В., представителей Ярославцева В.П. - Анашкина Ю.В., Красовитова А.Ю.,
УСТАНОВИЛА:
Ярославцев В.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области в предоставлении земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что владеет на праве собственности нежилым зданием - компрессорной лит. К общей площадью 70,90 кв.м по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, "данные изъяты". Как собственник указанного выше объекта недвижимости он имеет исключительное право на приватизацию земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"общей площадью 2235 кв.м, на котором строение расположено и который в установленном порядке был сформирован еще в 2008 году.
В сентябре 2012 года он обратился в Администрацию Орехово-Зуевского муниципального района МО с заявлением о выкупе данного земельного участка, приложив полный пакет необходимых для разрешения поставленного вопроса документов. Только 28.06.2013 он получил копию письма администрации от 28.01.2013, из которого следовало, что при рассмотрении его документов возникли сомнения в достоверности местоположения границ и площади земельного участка с учетом требований земельного и градостроительного законодательства; окончательное решение о предоставлении земельного участка будет приниматься по результатам комиссионного рассмотрения. Учитывая срок, который прошел с момента обращения его в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка, а также содержание ответа, он рассматривает последний как отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка, считая его незаконным.
В судебном заседании представители Ярославцева В.П. поддержали доводы заявления, настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Представитель Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области в судебном заседании требования заявителя не признал, пояснил суду, что решения об отказе в предоставлении земельного участка не принималось, поэтому заявленные требования необоснованны. В ходе правовой экспертизы было установлено, что заявителю принадлежат не все строения, расположенные на спорном земельном участке. В удовлетворении заявления просил отказать.
Представитель ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в судебном заседании пояснил, что земельный участок сформирован и стоит на учете в ГКН как "временный", - если в течение двух лет права на него не будут оформлены в собственность, то с учета он будет снят. Разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Представители КУИ Администрации Орехово-Зуевского муниципального района и Управления Росреестра по МО в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Решением Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 24 июля 2013 года заявление Ярославцева В.П. удовлетворено: суд признал незаконным отказ заинтересованного лица от 28.01.2013 в выкупе заявителем земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"площадью 2235 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, "данные изъяты"; обязал заинтересованное лицо принять решение о предоставлении заявителю земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"общей площадью 2235 кв.м в собственность и направить Ярославцеву В.П. проект договора купли-продажи спорного земельного участка по цене, равной 15% кадастровой стоимости.
В апелляционной жалобе Администрация Орехово-Зуевского муниципального района Московской области просит об отмене данного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Суд установил, что постановлением Главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от 26.05.2008 N 450 земельный участок площадью 92000 кв.м, расположенный по адресу: Орехово-Зуевский район, сельское поселение Верейское, "данные изъяты", находящийся ранее в пользовании ООО "Родон", разделен на земельные участки различных площадей с учетом размещенных на них объектов недвижимости, в том числе на участок площадью 2235 кв.м, на котором расположено здание компрессорной лит.К, принадлежащее на праве собственности Ярославцеву В.П.; утвержден проект границ вновь образованных земельных участков, согласованный со всеми заинтересованными лицами.
До настоящего времени данное постановление не отменено, не оспорено, не признано недействительным. Земельный участок площадью 2235 кв.м поставлен на кадастровый учет 03.08.2012 с присвоением кадастрового номера "данные изъяты"(л.д. 39-42).
На сегодняшний день Ярославцев В.П. продолжает оставаться собственником объекта недвижимости - нежилого здания компрессорной лит.К общей площадью 70,90 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, "данные изъяты".
14.09.2012 Ярославцев В.П. обратился в Администрацию Орехово-Зуевского муниципального района МО с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", приложив к нему полный пакет необходимых для разрешения поставленного вопроса документов, предусмотренных Перечнем документов, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475. Указанное обстоятельство заинтересованным лицом не оспаривается, однако письмом от 28.01.2013 заявителю было сообщено, что при рассмотрении его документов возникли сомнения в достоверности местоположения границ и площади земельного участка с учетом требований земельного и градостроительного законодательства; окончательное решение о предоставлении земельного участка будет приниматься по результатам комиссионного рассмотрения (л.д. 18).
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правомерно руководствовался ст. 36 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
При этом продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Согласно п. 5 указанной выше статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов. Одновременно исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 6 ст. 36 ЗК РФ).
До настоящего времени решение о предоставлении земельного участка Ярославцеву В.П. не принято, в связи с чем суд правомерно расценил письмо от 28.01.2013 как фактический отказ в предоставлении земельного участка.
Разрешая возникший спор, суд правомерно исходил из того, что как собственник объекта недвижимости - нежилого здания - Ярославцев В.П. имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором этот объект расположен.
Оценивая довод заинтересованного лица, что на спорном земельном участке имеются и иные строения, право собственности на которые за заявителем не зарегистрировано, суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что согласно техническому паспорту БТИ по состоянию на 06.03.2013 на указанном земельном участке, кроме принадлежащего заявителю на праве собственности здания компрессорной (лит.К), находятся строения лит. Г,Г1,Г2,ГЗ,Г4, Г5, ограждения 1 и 2; вместе с тем, в разделе 4 техпаспорта указанные строения указаны как части здания под лит.К (л.д. 12). Доказательств того, что на данные строения кем-либо заявлены притязания (как и на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты"), суду не представлено.
Кроме того, вышеупомянутым постановлением Главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области N 450 от 26.05.2008 проект границ земельного участка площадью 2235 кв.м утверждался с учетом наличия на участке всех вышеуказанных строений и согласовывался со всеми компетентными службами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Ярославцевым В.П. требования.
Доводы апелляционной жалобы Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области не опровергают правомерность постановленного по делу решения, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 24 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.