Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Вороновой М.Н., Бакулина А.А.,
при секретаре Низвинском А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 сентября 2013 года апелляционную жалобу Замулина В.М. на решение Пушкинского городского суда Московской области от 21 августа 2013 года по делу по заявлению Замулина Валерия Михайловича об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Пушкинского района Московской области от 02.08.2013 N 93/12 о регистрации Лузан Галины Васильевны кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Ашукино Пушкинского муниципального района Московской области.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя Замулина В.М. - Локшиной И.Г., Лузан Г.В., представителя Лузан Г.В. - Кузнецовой Е.И.,
заключение прокурора Тришиной В.В., полагающей решение суда подлежащим оставлению без изменения,
УСТАНОВИЛА:
Замулин В.М. обратился в суд с заявлением (с учетом имевшего место дополнения оснований заявленных требований) об отмене решения Территориальной избирательной комиссии (далее - ТИК) Пушкинского района Московской области от 02.08.2013 N 93/12 о регистрации Лузан Г.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Ашукино Пушкинского муниципального района Московской области.
Свои требования мотивировал тем, что оспариваемое решение незаконно, поскольку в нарушение требований ч. 10 ст. 25 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" при выдвижении кандидата Лузан Г.В. к списку уполномоченных представителей партии не было приложено письменное согласие каждого из перечисленных в списке лиц осуществлять указанную деятельность. Кроме того, заявитель указал, что вместе со списком кандидатов не был представлен официально заверенный список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии.
В судебном заседании заявитель и его представитель заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ТИК Пушкинского района Московской области и Лузан Г.В. возражали против удовлетворения заявленных требований.
Участвующий в деле прокурор дал заключение об отсутствии оснований для отмены решения избирательной комиссии о регистрации Лузан Г.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Ашукино.
Решением Пушкинского городского суда Московской области от 21 августа 2013 года заявление Замулина В.М. оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением, заявитель обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Согласно ч. 1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
При этом в соответствии с пп. "в" п. 24 ст. 38 Закона основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Суд установил, что решением Совета депутатов городского поселения Ашукино Пушкинского муниципального района Московской области от 14.06.2013 N 222/44 на 08.09.2013 назначены выборы депутатов Совета депутатов и Главы городского поселения Ашукино Пушкинского муниципального района Московской области.
Решением ТИК Пушкинского района от 29.07.2013 N 92/17 Замулин В.М. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Ашукино по одномандатному избирательному округу N 11.
Решением ТИК Пушкинского района N 93/12 от 02.08.2013 Лузан Г.В. зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Ашукино по тому же избирательному округу, основание - выдвижение РОПП "Альянс Зеленых - Народная партия" в Московской области.
В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 7 ст. 26 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" (2006 года) уполномоченный представитель избирательного объединения одновременно с решением съезда (конференции) избирательного объединения о выдвижении кандидата, списка кандидатов представляет в организующую выборы избирательную комиссию, в том числе, список уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием сведений о них, предусмотренных в части 10 статьи 25 настоящего Закона.
При этом в силу ч. 10 ст. 25 Закона список назначенных уполномоченных представителей избирательного объединения представляется в соответствующую избирательную комиссию. К данному списку прилагается также письменное согласие каждого из перечисленных лиц осуществлять указанную деятельность.
Таким образом, письменное согласие является не самостоятельным документом, а частью другого документа - списка уполномоченных. Непредставление согласия свидетельствует о несоблюдении требований закона к оформлению этого документа.
Как усматривается из материалов дела, к списку уполномоченных представителей избирательного объединения РОПП "Альянс Зеленых - Народная партия" в Московской области на выборах депутатов Совета депутатов городского поселения Ашукино, представленному в ТИК Пушкинского района, было приложено заявление уполномоченного представителя избирательного объединения Зуйкина В.Е., которое было им не подписано (л.д. 32, 33).
Вместе с тем, согласно разъяснениям, данным в п. 3 Постановления ЦИК РФ от 23.03.2007 N 203/1272-4 "О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в. 1", "в.2" пункта 24, подпунктов "6.1", "6.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона избирательная комиссия при выявлении в результате проверки представленных кандидатом, избирательным объединением документов неполноты сведений о кандидате (кандидатах) или несоблюдения требований закона к оформлению документов не позднее чем за три дня до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов на своем заседании принимает решение об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, которым утверждается документ, извещающий кандидата, избирательное объединение об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, и (или) о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов. В извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
Если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона (п. 5 Постановления ЦИК РФ).
Из материалов дела не усматривается, что ТИК Пушкинского района известила избирательное объединение о неправильном оформлении одного из представленных документов.
В этой связи основание для отказа в регистрации, предусмотренное пп. "в1" п. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ, в рассматриваемом случае отсутствовало.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями ч. 2 ст. 260 ГПК РФ, согласно которой заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит.
Оспариваемое решение вынесено 02.08.2013, срок для его обжалования истекал 12.08.2013, в понедельник. Согласно штампу на конверте заявление в суд подано Замулиным В.М. 13.08.2013 (л.д. 11).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Замулин В.М. пропустил срок для обращения в суд, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявления об отмене решения о регистрации кандидата Лузан Г.В.
Соглашаясь с выводом суда, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Довод апелляционной жалобы Замулина В.М. о том, что его первичное обращение в суд с аналогичным заявлением имело место 11.09.2013, был предметом тщательной проверки суда первой и апелляционной инстанции. Та корреспонденция, которая была направлена согласно представленной в материалы дела описи (л.д. 26), в суд так и не поступила. Поступившее в Пушкинский городской суд Московской области 28.08.2013 заявление Замулина В.М. аналогичного содержания (материал N 9-404\2013) было сдано в организацию почтовой связи только 15.08.2013, что подтверждается штампом на конверте и информацией с сайта "Почта России" о движении почтовой корреспонденции с почтовым идентификатором 10100064164131.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пушкинского городского суда Московской области от 21 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Замулина В.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.