Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Вороновой М.Н., Бакулина А.А.,
при секретаре Трушкине Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 августа 2013 года апелляционную жалобу Успенского Г.О. на решение Люберецкого городского суда Московской области от 09 августа 2013 года по делу по заявлению Успенского Григория Олеговича об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии Люберецкого района Московской области об отказе в регистрации в качестве кандидата на должность Главы городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения Успенского Г.О., представителя Успенского Г.О. - Князева П.Ю., представителей ТИК Люберецкого района Московской области - Игнатькова А.В., Каленбета Е.С.,
заключение прокурора Ковалева Е.А., полагающего решение суда подлежащим оставлению без изменения,
УСТАНОВИЛА:
Успенский Г.О. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии (далее - ТИК) Люберецкого района Московской области от 30.07.2013 N 60\9-ГВ об отказе в регистрации его кандидатом на должность Главы городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области, обязании зарегистрировать кандидатом на выборную должность.
Свои требования мотивировал тем, что в целях регистрации кандидатом на выборную должность он представил в ТИК все необходимые документы, в том числе решение уполномоченного органа партии о его выдвижении, тем не менее, в регистрации ему было неправомерно отказано.
В судебном заседании Успенский Г.О. и его представитель поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель ТИК Люберецкого района Московской области против удовлетворения заявления возражал, указав, что оспариваемое решение вынесено исходя из фактических обстоятельств и требований закона.
Участвующий в деле прокурор дал заключение об отсутствии оснований для удовлетворения требований Успенского Г.О.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 09 августа 2013 года заявление Успенского Г.О. оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением, заявитель обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Согласно ч. 1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Из материалов дела усматривается, что на 08.09.2013 назначены выборы Главы городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области.
Решением ТИК Люберецкого района Московской области от 30.07.2013 N 60\9-ГВ Успенскому Г.О. отказано в регистрации кандидатом на вышеуказанную должность. При этом в качестве оснований к отказу в регистрации избирательная комиссия сослалась на то обстоятельство, что выдвижение кандидата произведено в нарушение положений Федерального закона "О политических партиях"; не представлено решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения; кандидат не устранил выявленный недостаток в представленном им документе, подтверждающем сведения о месте работы и занимаемой должности, - справке, подписанной главным бухгалтером организации.
Как усматривается из материалов дела, выдвижение кандидата Успенского Г.О. было произведено Президиумом Центрального совета политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" (л.д. 85).
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 35 Федерального закона N 67-ФЗ выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
Одновременно в силу п. 16 ст. 38 того же Федерального закона регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов, списков кандидатов региональным или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Из анализа вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что полномочиями принимать решения о выдвижении кандидатов на выборные должности в органы местного самоуправления обладает конференция (общее собрание) регионального отделения политической партии либо общее собрание или предусмотренный уставом партии орган иного структурного подразделения. И только в случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты соответствующих законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, а при проведении выборов в органы местного самоуправления - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения (п. 3.1 ст. 25 Федерального закона N 95-ФЗ).
Уставом политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" предусмотрено, что выдвижение от партии кандидата, списка кандидатов в депутаты, кандидата на должность главы и иную выборную должность муниципального образования производится Президиумом Центрального совета партии в случае, если законом предусмотрено, что перечисленные действия может осуществлять орган, уполномоченный уставом политической партии (пп. 15 п. 2 ст. 23 Устава).
Участниками процесса не оспаривается то обстоятельство, что у политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" в Московской области имеется региональное отделение.
В этой связи, учитывая положения закона и Устава данной политической партии, выдвижение от партии кандидата, списка кандидатов в депутаты, кандидата на должность главы производится решением конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии; Президиум Центрального совета партии таким полномочием не обладает, несмотря на то, что в Люберецком районе Московской области отсутствует местное отделение партии.
В соответствии с пп. "б" п. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", в соответствии с пп. "в" - отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Поскольку в отношении Успенского Г.О. был нарушен порядок выдвижения его избирательным объединением, в избирательную комиссию не было представлено решение о его выдвижении кандидатом на выборную должность, принятое политической партией (ее структурным подразделением) в порядке, установленном федеральным законом, решение ТИК Люберецкого района Московской области об отказе в регистрации Успенского Г.О. в качестве кандидата на должность Главы городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области является правомерным.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отказе в удовлетворении заявленных Успенским О.Г. требований.
Доводы апелляционной жалобы Успенского Г.О. об ошибочности выводов суда относительно представленных им в ТИК копии паспорта и справки с места работы хотя и заслуживают внимания, однако не могут служить основанием к отмене правильного по существу судебного акта.
Остальные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку связаны с ошибочным толкованием положений действующего законодательства, подлежащего применению к возникшим правоотношениям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люберецкого городского суда Московской области от 09 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Успенского Г.О. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.