Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 20 августа 2008 г. N 03-03-06/1/474
Вопрос: У нашего предприятия с производителем товара заключен дистрибьюторский договор. Покупатели - сетевые магазины оказывают нам информационно-консультационные услуги путем информирования и консультирования конечного покупателя о потребительских свойствах товара в эфире телекоммуникационных каналов связи. Согласно разъяснениям в письмах Минфина России (письмо от 30.01.2008 г. N 03-03-06/1/57, письмо от 22.05.2007 г. N 03-03-06/1/286) данные виды затрат принимаются нами как расходы на рекламу согласно пункту 1 подпункта 28 статьи 264 НК РФ с учетом положений пункта 4 настоящей статьи, и для целей налогообложения прибыли указанные расходы учитываются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ. Правомерна ли наша позиция?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 22.05.2008 N 121 по вопросу порядка учета расходов, направленных на продвижение продукции на рынке, и сообщает следующее.
Оплата продавцом покупателю товаров за их размещение в оговоренном месте или на полках магазинов не связана с возникновением у покупателя обязанности оказать дополнительные услуги в рамках договора поставки. Такие операции осуществляются в рамках деятельности покупателя (магазина) по оказанию услуг розничной торговли и не связаны с деятельностью продавца. Соответственно, затраты продавца по оплате действий покупателя - организации розничной торговли в рамках договора розничной купли-продажи, не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли.
В случаях, когда заключенное между продавцом и покупателем (магазином) соглашение определяет целенаправленное выполнение покупателем за вознаграждение конкретных действий, обеспечивающих в итоге создание конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца, такое соглашение может быть заключено как в виде отдельного договора на выполнение услуг или являться составной частью сложного договора, включающего в себя элементы других видов договоров (в том числе и договора поставки).
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Если у организации-заказчика (поставщика-продавца) есть основания полагать, что целенаправленные оговоренные в договоре действия исполнителя (покупателя-организации розничной торговли) способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования, продаваемым поставщиком-продавцом, то такие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе.
В таких случаях при надлежащем документальном подтверждении указанные расходы как расходы на рекламу, по нашему мнению, могут уменьшать размер налоговой базы по налогу на прибыль в пределах исчисляемого от размера выручки норматива, установленного пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по порядку учета расходов, направленных на продвижение продукции на рынке.
Между продавцом и покупателем (магазином) может быть заключено соглашение о целенаправленном выполнении магазином за вознаграждение конкретных действий, обеспечивающих привлечение дополнительного внимания покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца. Такое соглашение может быть заключено как в виде отдельного договора на выполнение услуг, так и являться составной частью договора поставки.
Действия по привлечению дополнительного внимания покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе.
Минфин России считает, что при надлежащем документальном подтверждении расходы на подобное продвижение продукции на рынке как расходы на рекламу могут учитываться при налогообложении прибыли в пределах исчисляемого от размера выручки норматива (не более 1% выручки от реализации товаров).
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 августа 2008 г. N 03-03-06/1/474
Текст письма официально опубликован не был