Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:председательствующего Меншутиной Е.Л.,
судей Панцевич И.А., Немовой Т.А.,
при секретаре Гордееве А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 октября 2013 года апелляционную жалобу Администрации городского округа Балашиха Московской области на решение Балашихинского городского суда Московской области от 16 июля 2013 года по делу по иску Курганова Павла Васильевича к Администрации г.о. Балашиха о признании бездействия Администрации незаконным, обязании составить акт обследования жилищных условий и заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий с постановкой на очередь, предоставлении жилого помещения, по иску Курганова Василия Геннадьевича к Администрации г.о. Балашиха о признании незаконным бездействия, обязании составить акт и заключение,
заслушав доклад судьи Панцевич И.А.,
объяснения представителей Курганова П.В.,
УСТАНОВИЛА:
Курганов П.В. обратился с вышеуказанным иском к Администрации г.о. Балашиха Московской области, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации г.о. Балашиха, выражающееся в несоставлении заключения о признании жилого помещения, расположенного по адресу: д. "данные изъяты"непригодным для постоянного проживания, обязать ответчика составить акт обследования жилищных условий истца в установленной форме, составить заключение о признании жилого помещения по указанному выше адресу непригодным для постоянного проживания, признать истца нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить на очередь, считая с 2009 года, предоставить истцу жилье в гор. Балашиха в соответствии с нормой предоставления.
Требования мотивированы тем, что истец, участник Великой Отечественной войны, проживает в доме "данные изъяты", мк "данные изъяты"с 1922 года, совместно с истцом в указанном доме также проживает его супруга - Курганова Г.Д., ветеран Великой Отечественной войны.
По пояснению истца, жилищные условия неудовлетворительные - в доме не имеется горячего и холодного водоснабжения, канализации, отапливается только одна комната, требуется проведение ремонта. Истцу и его супруге, находящимся в преклонном возрасте, и по состоянию здоровья требуется проживание в благоустроенном жилом помещении.
Курганов В.Г. также обратился с иском к Администрации г.о. Балашиха Московской области, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации г.о. Балашиха, выражающееся в несоставлении заключения о признании жилого помещения, расположенного по адресу: д. "данные изъяты"непригодным для постоянного проживания, обязать ответчика составить акт обследования жилищных условий истца в установленной форме.
Требования мотивированы тем, что он, истец, является собственником доли жилого дома "данные изъяты", мк "данные изъяты". В настоящее время в указанном доме проживают дед истца Курганов П.В. и бабушка истца - Курганова Г.Д.
По пояснению истца, жилищные условия в указанном доме неудовлетворительные - в доме не имеется горячего и холодного водоснабжения, канализации, отапливается только одна комната, требуется проведение ремонта. Истцу и его супруге, находящимся в преклонном возрасте, и по состоянию здоровья требуется проживание в благоустроенном жилом помещении.
Обращение истца к ответчику с заявлением о признании указанного домовладения непригодным для проживания в досудебном порядке не разрешено, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд.
Определением Балашихинского городского суда Московской области от 01 июля 2013 года иски Курганова П.В. и Курганова В.Г. объединены в одно производство.
Ответчик Администрация г.о. Балашиха Московской области иски не признал.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 16 июля 2013 года исковые требования Курганова В.Г. удовлетворены, исковые требования Курганова П.В. удовлетворены частично. Постановлено признать незаконным бездействие Администрации г.о.Балашиха, выразившееся в несоставлении акта обследования жилищных условий и заключения, Администрация г.о. Балашиха Московской области обязана организовать работы по составлению межведомственной комиссией акта обследования жилого дома, расположенного по адресу: "данные изъяты", мк "данные изъяты"с составлением на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения для принятия Администрацией г.о.Балашиха решения по итогам работы межведомственной комиссии.
В удовлетворении требований Курганову П.В. в части признания нуждающимся в улучшении жилищных условий с постановкой на очередь, обязании предоставить жилое помещение в соответствии с нормой предоставления, отказано.
В апелляционной жалобе Администрация г.о. Балашиха просит решение суда первой инстанции отменить и постановить новое - об отказе в исках Курганову П.В. и Курганову В.Г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в их заявленных пределах, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Курганов П.В., ветеран Великой Отечественной войны, проживает в доме "данные изъяты", мк "данные изъяты"с 1922 года, совместно с супругой - Кургановой Г.Д., ветераном Великой Отечественной войны.
Дом 68 по указанному выше адресу, 1922 года постройки, принадлежит в равных долях (по 1/3 доле каждому) Курганову В.Г., Кургановой Т.В. и Курганову А.В.
Курганов П.В. 03.06.2010 года обращался в администрацию г.о.Балашиха Московской области с заявлением о создании межведомственной комиссии для обследования занимаемого им жилого дома для проверки жилищных условий с целью признания нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставления жилья.
Из акта обследования жилого дома "данные изъяты", мк "данные изъяты", составленного 25.08.2010 года Администрацией г.о. Балашиха следует, что жилой дом 68 по указанному выше адресу, 1922 года постройки, газифицирован, отопления не предусмотрено, канализации не имеется, следов протечки кровли в жилом помещении не имеется, данные следы имеются в холодной пристройке, жилые помещения требуют ремонта, для выявления нарушений строительных конструкций необходимо заключение специальной организации (л.д.9). Данный акт получен Кургановым П.В. лишь 09.12.2012 года.
Заключения о пригодности или непригодности для проживания указанного дома по результатам акта обследования не имеется.
Курганов В.Г. также обращался 06.05.2013 года в администрацию г.о.Балашиха Московской области по вопросу признания жилого дома N 68 по указанному выше адресу непригодным для проживания. Письмом Администрации г.о. Балашиха от 13.06.2013 года заявителю сообщено о необходимости представить перечисленные в письме дополнительные документы.
Удовлетворяя требования Курганова В.Г. и Курганова П.В. в части признания незаконным бездействия Администрации г.о.Балашиха, выразившегося в несоставлении акта обследования жилищных условий и заключения, обязании Администрации г.о. Балашиха Московской области организовать работы по составлению межведомственной комиссией акта обследования жилого дома, расположенного по адресу: "данные изъяты", мк "данные изъяты"с составлением на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения для принятия Администрацией г.о.Балашиха решения по итогам работы межведомственной комиссии, суд первой инстанции указал, что после осуществления процедуры оценки состояния жилого дома истца с составлением соответствующего акта и заключения о необходимости получения заключения специализированной организации межведомственная комиссия не совершила действий, направленных на получение заключения специализированной организации, предложив вместо этого истцу представить пакет дополнительных документов, что не соответствует Положению о признании жилого помещения непригодным для проживания, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47, вследствие чего имеет место быть бездействие ответчика в решении вопроса о признании жилого помещения истца непригодным для проживания.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции об обоснованности вышеуказанных требований истцов, считает необходимым отметить следующее.
Согласно ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах", ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение жильем.
Для решения вопроса о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий истца Курганова П.В. - ветерана Великой Отечественной войны, необходимо обследование занимаемого им жилого помещения на предмет пригодности данного помещения для проживания.
Согласно Положению "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года за N 47, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (п.8).
Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (п.7 Положения).
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.42 Положения).
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п.43 Положения).
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям (п. 44 Положения).
Акт проверки жилищных условий истца, составленный ответчиком, датирован 2010 годом, из его содержания не ясно заключение какой специализированной организации требуется для выявления нарушений строительных конструкций дома, не ясно также для чего необходимо представить такое заключение при наличии вывода о том, что видимых нарушений строительных конструкций дома не обнаружено.
Соответственно, из дела не усматривается, чтобы межведомственной комиссией была проведена работа по оценке пригодности (непригодности) жилого помещения истца для постоянного проживания.
Таким образом, ответчик допустил бездействие в решении вопроса о пригодности или непригодности жилого помещения для проживания истца, что не соответствует требованиям вышеперечисленных норм права и нарушает права истца на рассмотрение вопроса о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Курганову П.В. в части признания нуждающимся в улучшении жилищных условий с постановкой на очередь, обязании предоставить жилое помещение в соответствии с нормой предоставления, суд первой инстанции правильно указал на преждевременность обращения с такими требованиями (из-за отсутствия решения компетентного органа о признании непригодным жилого помещения истца для проживания).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку судом правильно установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, представленным доказательствам в их совокупности дана верная оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом нарушен порядок рассмотрения заявлений истцов (заявления истцов, по мнению ответчика, необходимо рассматривать не в порядке искового производства, а в порядке, предусмотренном ст. 256 ГПК РФ), являются несостоятельными, поскольку истцы выбрали верный способ защиты своих прав, остальные доводы апелляционной жалобы (об отсутствии бездействия ответчика в решении вопроса о пригодности или непригодности жилого помещения для проживания) также несостоятельны и не содержат оснований для отмены постановленного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Балашихинского городского суда Московской области от 16 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Балашиха Московской области - без удовлетворения
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.