Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Хапаевой С.Б.,
судей Цуркан Л.С., Немовой Т.А.,
при секретаре Нистратовой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 октября 2013 года апелляционную жалобу Ластовляка Г.Я. на решение Ногинского городского суда Московской области от 15 апреля 2013 года по делу по иску Ластовляка Григория Яковлевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ N 13 по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
УСТАНОВИЛА:
Истец Ластовляк Г.Я. обратился в суд с иском Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 13 по г. Москве и Московской области и просил суд обязать ГУУПФ РФ N 13 по г. Москве и Московской области произвести перерасчет с учетом страхового стажа и страховых взносов, заработанных после 01.01.2002 года, с момента начала выплаты пенсии 01.01.2012 года с последующей индексацией и выплатой недополученной пенсии.
В обоснование заявленных требований указал на то, что ему с 01.01.2012 года назначена пенсия в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года N 173-ФЭ, Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова "О гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения" от 10.02.1995 года, однако при определении размера пенсии ему - истцу не был учтен страховой стаж, приобретенный в республике Молдова после 01.01.2012 года и соответственно не были учтены страховые взносы, уплаченные на пенсионное обеспечение.
Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 13 по г. Москве и Московской области в суд не явился. Ранее в судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований.
Решением Ногинского городского суда Московской области от 15 апреля 2013 года Ластовляку Г.Я. в удовлетворении исковых требований было отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Ластовляк Г.Я. обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, постановить новое решение об удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований к отмене решений суда, как постановленных в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции, Ластовляк Г.Я. являлся гражданином Республик Молдова и проживал на ее территории, где с 03.12.1991 года получал пенсию возрасту.
После переселения на территорию РФ, ему - истцу с 01.01.2012 года начислена трудовая пенсия в соответствии со ст.7,14 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-Ф3 и Соглашением между Правительством РФ Правительством республики Молдова от 10.02.1995 года "О гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения" в размере 11109 рублей 21 копейка без индексации. В дальнейшем размер пенсии изменился с учетом индексации.
Разрешая спор и постановляя по делу решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что Ластовляк Г.Я. зарегистрирован в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования с 25.11.2011 года и не осуществлял трудовую деятельность на территории Российской Федерации после 01.01.2002 года, его пенсия исчислена в соответствии с п. 3 ст. 6 Соглашения, исходя из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда он переселился, ни накопительных, ни страховых взносов на его лицевом счете в Пенсионном Фонде РФ не имеется.
Судебная коллегия находит выводы суда основанными на правильном применение законов, подлежащих применению в связи с возникновением спора о праве на пенсию.
Доводы апелляционной жалобы ответчика направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
При этом судебная коллегия исходит из следующего.
С 01 января 2002 года трудовые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 2 статьи 1 настоящего Закона предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
К международным договорам относится Соглашение между Правительством РФ и правительством Республики Молдова "О гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения" от 10.02.1995 года, ратифицированное в РФ 23.11.1995 года на основании Федерального закона N 173-ФЗ от 23.11.1995 года.
Среднемесячный заработок для исчисления расчетного размера трудовой пенсии истца при оценке пенсионных прав определен в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством республики Молдова от 10.02.1995 года "О гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения".
В соответствии с п. 3 ст.6 Соглашения для граждан государства одной стороны, переселившихся на территорию государства другой стороны и работающих после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка (дохода), получаемого после переселения.
Для граждан государства одной стороны, которые, переселившись на территорию государства другой стороны, не работали или не имеют минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии в соответствии с законодательством государства стороны, куда они переселились, размер пенсии исчисляется исходя из среднемесячного заработка соответствующей профессии и квалификации, осуществляющего аналогичную деятельность до дня назначения пенсии государством той стороны, на территорию которого они переселились.
В случае невозможности определения среднемесячного заработка в указанном порядке размер пенсии исчисляется исходя из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории тоге государства, куда переселился гражданин.
В связи с этим, гражданам, переселившимся из Республики Молдова, которые на территории Российской Федерации не работали и не имеют минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы, расчетный размер пенсии исчисляется исходя из среднемесячной заработной платы в Российской Федерации по состоянию на декабрь 2001 года в размере 1671 рублей, утвержденной Правительством РФ для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, которая соотносится с заработком по стране за аналогичный период (1671 рублей), то есть отношение среднемесячного заработка принимается как 1,0.
Обращаясь в суд с иском, Ластовляк Г.Я. полагал, что размер назначенной ему пенсии не соответствует действующему законодательству, поскольку по его мнению, при назначении ему пенсии не был учен страховой стаж и страховые взносы в пенсионный фонд за период работы на территории республики Молдовы после 01.01.2002 года
Путем собственных подсчетов, истец определил, что сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд (ПК2) для подсчета расчетного пенсионного капитала должна составлять 402245,22 рубля. Произведя расчет страховой части трудовой пенсии по старости с учетом рассчитанного ПК2, истец указал, что страховая часть его пенсии в связи с тем, что не учтен страховой стаж и страховые взносы после 01.01.2002 года занижена на 2394 рубля 32 коп в месяц, а с учетом индексации пенсии на момент обращения в суд на 2 649 рублей 28 копеек.
Между тем, судебная коллегия находит доводы истца несостоятельными.
Как следует из пенсионного дела истца, расчета пенсии истца, представленного ГУ УПФ N 13 по г. Москве и Московской области, общий трудовой стаж истца, учитываемый при расчете пенсии составил 42 года 10 месяцев 29 дней, что соответствует стажевому коэффициенту 0,72, периоды работы истца в республике Молдова после 2001 года учтены при подсчете общего трудового стажа истца с 01.01.2002 года, а именно с 09.03.2001 года по 05.10.2005 года и с 04.11.2002 года по 01.09. 2007 года учтены.
Довод истца о том, что поскольку он после 01.01.2002 года работал на территории республики Молдова и работодателем оплачивались страховые взносы на пенсионное обеспечение на территории республики Молдова, и потому ему должна быть начислена пенсия с учетом страховых взносов на пенсионное страхование, судебная коллегия считает основанным на неправильном толковании действующего законодательства.
Согласно ст. 3 Закона РФ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и пенсионным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), названный Федеральный закон возлагает на страхователя работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи.
Пенсионный фонд Российской Федерации страховщик), в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование пункт 2 статьи 13). При этом, согласно пункту 2 статьи 7, право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с данным - Федеральным законом.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истец на территории РФ после 01.01.2002 года не работал, зарегистрирован в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования с 25.11.2001 года, ни накопительных, ни страховых взносов на индивидуальном лицевом счете истца Ластовляка Г.Я. в Пенсионном фонде РФ не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ногинского городского суда Московской области от 15 апреля 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Ластовляка Г.Я. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.