Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Варламовой Е.А., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 19 августа 2013 года апелляционную жалобу Селютина С.А. на решение Рузского районного суда Московской области от 08 августа 2013 года по делу по заявлению Селютина Сергея Анатольевича о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии городского поселения Руза Рузского муниципального района Московской области N 251 от 01.08.2013 года об отказе в регистрации Селютина С.А. на должность главы городского поселения Руза Рузского муниципального района Московской области и обязании осуществить регистрацию,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения Селютина С.А., представителя избирательной комиссии городского поселения Руза Рузского муниципального района Московской области - Жигана С.Ф.,
заключение прокурора Тришиной В.В., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным,
УСТАНОВИЛА:
Селютин С.А. обратился в суд с заявлением и после уточнения требований, просил суд признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии городского поселения Руза Рузского муниципального района Московской области N251 от 01.08.2013 года об отказе в регистрации Селютина С.А. на должность главы городского поселения Руза Рузского муниципального района Московской области, обязать избирательную комиссию городского поселения Руза зарегистрировать Селютина С.А. кандидатом на должность главы городского поселения Руза Рузского муниципального района Московской области на выборах, назначенных на 08 сентября 2013 г. Требования мотивировал тем, что избирательная комиссия необоснованно, по его мнению, пришла к выводу о недостаточном количестве представленных им подписей избирателей, так как исправлений в подписях избирателей и даты их внесения не содержится, заключения компетентных органов представлено не было.
В судебном заседании заявитель и его представитель настаивали в удовлетворении заявления по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Избирательной комиссии городского поселения Руза Рузского муниципального района Московской области с заявлением не согласился, считал решение избирательной комиссии законным и обоснованным, при этом пояснил, что указание в итоговом протоколе на то, что заявитель баллотируется в депутаты Совета депутатов городского поселения Руза, являлось технической ошибкой.
Решением Рузского районного суда Московской области от 08 августа 2013 года в удовлетворении заявления Селютину С.А. было отказано.
В апелляционной жалобе Селютин С.А.просит об отмене данного решения, как незаконного и необоснованного.
Выслушав объяснения Селютина С.А., представителя избирательной комиссии городского поселения Руза Рузского муниципального района Московской области - Жигана С.Ф., заключение прокурора Тришиной В.В., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
Согласно п. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В соответствии с ч. 3 ст. 259 ГПК РФ с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.
В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме - согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.п. 2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в п. 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.
Согласно ч. 1 ст. 28 Закона Московской области N101/2006-03 "О муниципальных выборах в Московской области" (в редакции Закона Московской области от 02.07.2012 года N88/2012-03) регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в ч.ч. 2 и 4 ст. 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии, указанной в ч. 16 настоящей статьи.
В соответствии с ч.ч. 5,7 ст. 28 Закона Московской области N101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" соответствующая избирательная комиссия проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов. Проверке избирательной комиссией могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей. Конкретное число подписей, подлежащих проверке, определяется решением избирательной комиссии, организующей выборы. Количество подписей, подлежащих проверке, должно быть равным для всех кандидатов. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия).
По результатам проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В соответствии с ч. 5 ст. 27 Закона Московской области N101/2006-03 "О муниципальных выборах в Московской области" подписные листы изготавливаются по форме, установленной Федеральным законом. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов.
В соответствии с п. 9 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области N 101/2006-03 "О муниципальных выборах в Московской области" недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям Федерального закона, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные ч. 6 ст. 27 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных ч. 2 ст. 27 настоящего Закона.
Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Руза Рузского муниципального района Московской области" от 17 июня 2013 года N315/59 были назначены выборы депутатов Совета депутатов и главы городского поселения Руза Рузского муниципального района Московской области на 08 сентября 2013 года.
16.07.2013 года Селютин В.А. обратился в избирательную комиссию городского поселения Руза Рузского муниципального района с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы городского поселения Руза Рузского муниципального района Московской области. К заявлению Селютиным С.А. в соответствии с требованиями п. 2 ст. 23 Закона Московской области N101/2006-03 от 11.07.2006 года "О муниципальных выборах в Московской области" были приложены необходимые документы.
23.07.2013 года Селютин С.А. в соответствии с п. 3 ст. 28 Закона Московской области N101/2006-03 от 11.07.2006 года "О муниципальных выборах в Московской области" представил в избирательную комиссию брошюрованные и пронумерованные подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в количестве 17 листов, в составе 1 папки, содержащей 65 подписей, протокол об итогах сбора подписей избирателей.
Территориальной Избирательной комиссией городского поселения Руза Рузского муниципального района Московской области в соответствии со ст.ст. 37, 38 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст.ст. 27, 28 Закона Московской области от 11.07.2006 года N101/2006-03 "О муниципальных выборах в Московской области" 01.08.2013 года была проведена проверка представленных кандидатом на должность главы городского поселения Руза 65 подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата.
Решением избирательной комиссии Рузского муниципального района Московской области от 01.08.2013 года N251 Селютину С.А. было отказано в регистрации в качестве кандидата на должность главы городского поселения Руза Рузского муниципального района Московской области. В обоснование отказа в регистрации избирательная комиссия городского поселения Руза указала, что в результате проверки по основаниям п. 5 ч. 22 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" были признаны недостоверными и (или) недействительными 11 подписей, что составляет 17% от общего количества подписей, отобранных для проверки".
Согласно итоговому протоколу от 01.08.2013 года, из проверенных 65 подписей избирателей на 17 подписных листах избирательной комиссией были признаны недействительными 11 подписей по следующим основаниям:
- папка 1 лист 9 строка N4 (1 подпись) - подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями (п. 6 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области N101/2006-03 "О муниципальных выборах в Московской области");
- папка 1 лист 11 (4 подписи) - подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, (п. 8 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области N101/2006-03 "О муниципальных выборах в Московской области");
- папка 1 лист 12 строка N4 (1 подпись) - подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями (п. 6 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области N101/2006-03 "О муниципальных выборах в Московской области");
- папка 1 лист 16 (4 подписи) - подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом (п. 12 ч.12 ст. 28 Закона Московской области N101/2006-03 "О муниципальных выборах в Московской области");
- папка 1 лист 17 строка N1 (1 подпись) - подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями (п. 6 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области N101/2006-03 "О муниципальных выборах в Московской области");
Судебной коллегией исследовались оригиналы сброшюрованных и пронумерованных подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в количестве 17 листов, в составе 1 папки, содержащей 65 подписей.
В соответствии с п. 13 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и п. 8 ст. 27 Закона Московской области от 11.07.2006 года N101/2006-03 "О муниципальных выборах в Московской области" каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом.
Суд правомерно установил, что подписной лист N11 кандидата Селютина С.А., содержащий четыре подписи избирателей, не заверен кандидатом, чего не отрицал и заявитель Селютин С.А.
С учетом требований пп. "з" п. 6.4 ст. 38 ФЗ N 67-ФЗ и пп. 8 п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", суд пришел к правильному выводу о том, что все четыре подписи избирателей в подписном листе N 11 являются недействительными.
Суд правильно установил, что в подписном листе N 9 строка 4, подписном листе 12 строка 4 имелись неоговоренные исправления в датах внесения подписей избирателей в подписной лист, в связи с чем в силу требований п. 6 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области N101/2006-03 вышеуказанные подписи считаются недействительными.
Суд обоснованно не усмотрел нарушений правовых оснований для признания подписи избирателя в подписном листе 17 строка 1 недействительной в силу требований п. 6 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области N101/2006-03.
Судебная коллегия не соглашается с выводом суда о том, что дата заверения подписного листа Селютиным С.А. читается однозначно как 23.07.2013 года. По мнению судебной коллегии, имеет место неоговоренное исправление в цифре 3 в указании года. В связи с чем четыре подписи в подписном листе 16 также следует признать недействительными в силу требований п. 12 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области N101/2006-03.
В соответствии со ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата регламентируются ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В п. 11 вышеназванной статьи установлены сведения об избирателе, которые должны быть указаны в подписном листе: фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серия, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, подпись избирателя и дата ее внесения.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, который собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (п. 12 этой же статьи).
Пункт 5 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ содержит конкретный перечень сведений, образующих такое понятие, как "адрес места жительства": наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Из анализа вышеприведенных норм закона следует, что необходимость указания в подписных листах в адресах места жительства сборщиков подписей и избирателей наименования района, в состав которого входит муниципальное образование со статусом городского поселения, является безусловным требованием федерального законодательства, обязательного для исполнения всеми участниками избирательного процесса.
На обязательность указания всех реквизитов, перечисленных в п. 5 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ, обращено внимание Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 30 Постановления от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому в подписном листе могут не содержаться все сведения, образующие понятие адреса места жительства, только в том случае, если они фактически отсутствуют (в населенном пункте нет наименования улиц, нумерации домов, квартир, гражданин проживает в межселенной территории).
Усматривается, что город Руза (административный центр Рузского муниципального района), является муниципальным образованием со статусом городского поселения, входит в состав Рузского муниципального - района в соответствии с Законом Московской области от 28.02.2005 года N76/2005-03 "О статусе и границах Рузского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований".
Из представленных Селютиным С.А. 17 подписных листов видно, что подписи в графе "адрес места жительства" в отношении всех избирателей, а также сборщика подписей не содержат наименование Рузского района.
Согласно п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ признаются недействительными подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с данным Федеральным законом (пп. "г"), а также все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме (пп. "з").
Исходя из требований п. 6.4 ст. 38 ФЗ N67-ФЗ, представленные Селютиным С.А. в избирательную комиссию подписи являются недействительными, так как отсутствовало одно из условий, предусмотренных п. 1 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ, необходимое для регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией.
Довод заявителя о том, что адрес места жительства избирателей и его указан в соответствии с данными, содержащимися в паспорте, суд обоснованно посчитал несостоятельным в силу вышеприведенных норм права и материалов, представленных в деле.
Исходя из требований пп. "д" п. 24 ст. 38 ФЗ N67-ФЗ, п. 5 ч. 22 ст. 28 закона Московской области N101/2006-03 "О муниципальных выборах в Московской области", судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что правовые основания для регистрации Селютина С.А. в качестве кандидата на должность главы городского поселения Руза Рузского муниципального района Московской области отсутствуют, поскольку заявителем в избирательную комиссию городского поселения Руза не представлено достаточного количества действительных подписей избирателей, необходимых для регистрации.
Решение суда является законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рузского районного суда Московской области от 08 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.