Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 29 августа 2008 г. N 03-03-06/2/112
Вопрос: В соответствии со статьей 292 Налогового кодекса Российской Федерации суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных указанной статьей. При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные банками под задолженность, относимую к стандартной, в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, а также в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные под векселя, за исключением учтенных банками векселей третьих лиц, по которым вынесен протест в неплатеже.
Указанная норма права предполагает, что задолженность относится к стандартной в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации. Такой порядок Банком России установлен в абзаце 2 пункта 1.7 Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение N 254-П) исключительно в отношении ссуд, которые подлежат классификации на индивидуальной основе. Ссуды, резервы по которым формируются на портфельной основе в соответствии с требованиями главы 5 Положения N 254-П, не отнесены Банком России к стандартным ссудам.
Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2008 года зарегистрировано Указание Банка России от 06.05.2008 N 2006-У "О внесении изменений в пункт 1.7 Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности", предусматривающее дополнение указанного пункта Положения N 254-П требованием о классификации портфелей однородных ссуд по категориям качества. При этом к I категории качества в соответствии с Указанием N 2006-У относятся портфели, резервы на возможное обесценение по которым не создаются. Данное уточнение обусловлено необходимостью приведения Положения N 254-П в соответствие с Положением Банка России от 26.03.2007 N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации".
Следует отметить, что Положение N 254-П, в том числе в редакции Указания N 2006-У, не предусматривает самостоятельной классификации (классификации на индивидуальной основе) ссуд, включенных в портфель. Таким образом, в соответствии с Положением N 254-П ссуды, включенные в портфели однородных ссуд, равно как и сами указанные портфели, не относятся к стандартным ссудам. По ссудам, предоставленным физическим лицам и включенным в портфели однородных ссуд без просроченных платежей, Положением N 254-П предусмотрено создание резерва, минимальный размер которого составляет 0,5 процента (по портфелям обеспеченных ссуд) и 1,5 процента (по портфелям прочих ссуд). Данный резерв формируется в связи с установленной Банком России оценкой общего уровня обесценения портфеля таких ссуд.
В Банк России поступают обращения от кредитных организаций по проблеме применения ст. 292 Налогового кодекса Российской Федерации в части отнесения налоговыми органами к стандартным ссудам. По мнению Банка России, указанная проблема возникла в связи с применением налоговыми органами письма Департамента Министерства финансов Российской Федерации от 16.11.2007 N 03-03-06/2/216.
В связи с изложенным просим направить налоговым органам разъяснение в отношении учета расходов по формированию резервов на возможные потери по ссудам, объединенным в портфели однородных ссуд, при расчете налоговой базы кредитных организаций, а именно признавать резервы по портфелям однородных ссуд без просроченных платежей или с просроченными платежами до 30 календарных дней расходом в целях налогообложения.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 06.06.2008 N 04-15-1/2695 по вопросу учета расходов в виде резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, сформированного по портфелю однородных ссуд, и исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее.
Согласно статье 292 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли банки вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных статьей 266 Кодекса, создавать резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам) в порядке, предусмотренном Кодексом.
Пунктом 1 статьи 292 Кодекса предусмотрено, что суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных статьей 292 Кодекса.
Таким образом, Банк России является единственным органом, который вправе устанавливать порядок формирования резерва на возможные потери по ссудам банками, признаваемый в целях налогообложения прибыли организаций.
Положение Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение), включая главу 5, в первоначальном виде не учитывала особенности налогообложения расходов при формировании резервов на возможные потери по ссудам по портфелю однородных ссуд, что явилось причиной многочисленных запросов банков.
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, отвечая на запросы коммерческих банков о порядке налогообложения ссуд, резервы по которым формируются на портфельной основе, руководствовался нормами главы 25 Кодекса и Положением.
В последующем Банк России внес существенные изменения и дополнения в Положение, включая Указание Банка России от 06.05.2008 г. N 2006-У, которые уточнили порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, объединенных на портфельной основе.
Учитывая изложенное, с момента вступления в силу Указания Банка России от 06.08.2008 N 2006-У для целей налогообложения прибыли организаций следует применять порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам, объединенным в портфель однородных ссуд, установленный Положением с учетом данного Указания.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указания следует читать как "06.05.2008 г."
Директор департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно Налоговому кодексу РФ суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам признаются расходом в целях налогообложения прибыли.
Порядок формирования банками резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности определен Положением Банка России от 26.03.2004 г. N 254-П. В целях совершенствования Положение было скорректировано. Указанием Банка России от 06.05.2008 г. N 2006-У был уточнен порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, объединенных на портфельной основе. Новый порядок формирования банками вышеназванных резервов следует применять с момента вступления в силу Указания.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 29 августа 2008 г. N 03-03-06/2/112
Текст письма официально опубликован не был