Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Варламовой Е.А., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Макаровой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании от 19 июня 2013 года апелляционную жалобу ЗАО "Моссельпром"
на решение Домодедовского городского суда Московской области от 08 апреля 2013 года по делу по заявлению ЗАО "Моссельпром" об оспаривании решения органа государственной власти,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения представителей ЗАО "Моссельпром" Гетманова А.Н., Старотиторова А.А., представителей Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Московской области Бордоносовой Е.В., Островского А.И.,
УСТАНОВИЛА:
ЗАО "Моссельпром" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене представление Домодедовского городского прокурора Московской области от 17.10.2012 об устранении нарушений законодательства.
В обоснование заявленных требований ЗАО "Моссельпром" указало, что в ходе проведения Домодедовской городской прокуратурой проверки использования ЗАО "Моссельпром" федеральных средств, выделенных в 2011 году на реализацию приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" установлено, что между ЗАО "Моссельпром" и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области заключено соглашение от 16.03.2011 о предоставлении денежных средств бюджета Московской области для проведения мероприятий в сфере сельского хозяйства в 2011. Прокурор указал, что ЗАО "Моссельпром" незаконно направило в Министерство документы, для предоставления субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов за кредит, полученный для рефинансирования банковских кредитов, по кредитному договору от 25.08.2011 N1597, заключенному ЗАО "Моссельпром" с ОАО "Сбербанк России", что привело к нецелевому использованию бюджетных средств. По мнению прокурора, получение и использование обществом бюджетных средств на цели, не предусмотренные Порядком предоставления средств из бюджета Московской области на проведение мероприятий в сфере сельского хозяйства в 2011, привело к нарушению интересов РФ в сфере бюджетных правоотношений, в связи с чем было принесено представление.
Заявитель считал оспариваемое представление незаконным, поскольку Домодедовским городским прокурором не была учтена позиция Министерства сельского хозяйства РФ, указавшего на правомерность выплаты субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, в том числе по рефинансированным кредитам (письма N17-4/668 от 16.08.2012 и N17-4/713 от 10.09.2012). Оспариваемое представление прокурора накладывает на заинтересованное лицо необоснованные обязательства по возврату законно полученных субсидий.
Представитель Домодедовской городской прокуратуры заявление не признал, полагал, что представление в отношении ЗАО "Моссельпром" является законным и обоснованным.
Представитель территориального управления по Московской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора пояснил, что ими была проведена в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области проверка использования федеральных средств, выделенных в 2011 году Московской области на развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства. В ходе проверки выявлены нарушения в расходовании Министерством, бюджетных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета. Выявлен факт нецелевого использования бюджетных средств. Средства, обеспеченные субсидией из федерального бюджета, предусмотренные для предоставления субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам использованы на цели не соответствующие целям и условиям их получения, а именно направлены на предоставление ЗАО "Моссельпром" субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов за кредит, полученный для рефинансирования банковских кредитов, что в соответствии с бюджетным Кодексом РФ, является нецелевым использованием бюджетных средств. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области не должно было выделять заявителю субсидию не эти цели.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 08 апреля 2013 года заявление ЗАО "Моссельпром" оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ЗАО "Моссельпром" просит об отмене решения суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ЗАО "Моссельпром", Домодедовский городской прокурор, представитель территориального управления по Московской области Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 1 статьи 260.1 названного Закона, неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как усматривается из материалов дела, в период с 25.02.2010 по 29.10.2010 между ОАО "Россельхозбанк" (кредитор) и ЗАО "Моссельпром" заключено 5 договоров об открытии кредитных линий NN 106300/0055, 106300/0050, 106300/0041, 106300/0003, 106300/0040 на общую сумму (лимит выдачи) не превышающую "данные изъяты"рублей. Кредиты являлись целевыми, заемщик обязался использовать полученные средства на строительно - монтажные работы по модернизации и реконструкции птичников; строительство убойного цеха, цеха глубокой переработки, приобретение сельскохозяйственного оборудования и техники.
В целях погашения займа по указаным выше договорам ЗАО "Моссельпром" 25.08.2011 заключен кредитный договор N 1597 с ОАО "Сбербанк России", по условиям которого Заемщику (ЗАО "Моссельпром") предоставлен кредит для рефинансирования банковских кредитов в сумме "данные изъяты"рублей.
16.03.2011 года между ЗАО "Моссельпром" и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области заключено Соглашение от 16.03.2011г. N 4-С/фин-Д.
Предмет указанного Соглашения от 16.03.2011г. N 4-С/фин-Д состоял в предоставлении ЗАО "Моссельпром" Минсельхозпродом МО средств бюджета Московской области на проведение в 2011 году следующих мероприятий в сфере сельского хозяйства:
а) субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2008-2011 годах на срок до 1 года;
б) субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных кооперативах, в 2004-2011 годах на срок от 2 до 10 лет;
в) субсидии на проведение противоэпизоотических мероприятий.
Указанный перечень является исчерпывающим.
Согласно п. 4.1 Соглашения от 16.03.2011 г. N 4-С/фин-Д, предоставление субсидий в течение 2011 года осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Законом Московской области "О бюджете Московской области на 2011 год", и объема субсидий, определенного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на проведение соответствующих мероприятий в сфере сельского хозяйства.
В соответствии с условиями Соглашения от 16.03.2011г. N 4-С/фин-Д ЗАО "Моссельпром" как получатель субсидий обязано:
нести ответственность за недостоверность представленных в Минсельхозпрод МО документов, нецелевое и неэффективное использование предоставленных субсидий (п. 2.3.4);
в случае выявления нецелевого использования субсидии возвратить полученную субсидию (или ее часть) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области (п. 2.3.7).
Территориальным управлением Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Московской области, в соответствии с поручениями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и планом работы на 2012 год проведены проверки использования федеральных средств и материальных ценностей, выделенных в 2011 году, в том числе на развитие Агропромышленного комплекса.
В результате проверки проведенной в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московский области выявлено, что в 2011 году, в нарушение ст. 162 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2010 г. N 190н, п. 1.2 Соглашения от 22.02.2011 г. N 21/17, заключенного Правительством Московской области с Минсельхозом России, Закона Московский области от 19.11.2010 года N 142/2010-ОЗ "О бюджете Московской области на 2011 год", п.1, 2.1.4 Соглашения о предоставлении средств бюджета Московской области для проведения мероприятий в сфере сельского хозяйства в 2011 году от 16.03.2011 г. N 4-С/фин-Д, заключенного Министерством сельскою хозяйства и продовольствия Московской области с ЗАО "Моссельпром", средства, обеспеченные субсидией из федерального бюджета, в общей сумме "данные изъяты"руб., предусмотренные для предоставления субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в Российских кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных кооперативах в 2004-2011 годах на срок от 2 до 10 лет использованы на цели, не соответствующие целям и условиям их получения, определенным Соглашением от 22.02.2011 г. N 21/17, заключенным Правительством Московской облает с Министерством сельского хозяйства России, а также бюджетом Московской области, а именно направлены на предоставление ЗАО "Моссельпром" субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов за кредит, полученный для рефинансирования банковских кредитов, по кредитному договору от 25.08.2011 года N 1597, заключенному получателем с ОАО "Сбербанк России", что в соответствии со ст. 289 Бюджетного Кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.
На основании информации ТУ Росфиннадзора в Московской области направленной в прокуратуру Московской области, прокуратурой была проведена проверка но выявленным нарушениям при использовании федеральных средств и материальных ценностей, выделенных в 2011 году Московской области на реализацию приоритетных национальных проектов.
По результатам проверки Домодедовской городской прокуратурой вынесено представление за N 1-367в-2012 от 17.10.2012 года.
Как следует из представления, ЗАО "Моссельпром" незаконно направило в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области документы, для предоставления субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов за кредит, полученный для рефинансирования банковских кредитов, по кредитному договору от 25.08.2011 N 1597. что привело к нецелевому использованию бюджетных средств. Получение и использование ЗАО "Моссельпром" бюджетных средств на цели, не предусмотренные Порядком предоставления средств из бюджета Московской области на проведение мероприятий в сфере сельского хозяйства в 2011 году привело к нарушению интересов РФ в сфере бюджетных отношений.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о правомерности вынесенного прокурором представления, и отвергает довод апелляционной жалобы об отсутствии факта нецелевого использования бюджетных средств со стороны получателя субсидии, исходя из следующего.
Усматривается, что Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009г. N 90, устанавливали порядок распределения и представления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Субсидии представляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
Предоставление субсидий - одна из форм межбюджетных трансфертов, предоставляемая из федерального бюджета при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (ст.ст. 129, 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, далее - БК РФ).
Распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами о федеральном бюджете и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в разрезе кодов бюджетной классификации расходов (ст. 132 БК РФ).
Пунктом 2 Правил N 90 предусмотрены субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) по четырем направлениям:
а) по кредитам, полученным до 1 года (краткосрочные кредиты);
б) по инвестиционным кредитам;
в) по кредитам, полученным СПК и гражданами, ведущими ЛПХ;
г) по кредитам, полученным на рефинансирование кредитов (инвестиционных и полученным СПК и гражданами, ведущими ЛПХ).
Согласно п. 18 Правил N 90, предоставление субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании заключенного соглашения о предоставлении субсидий, предусматривающего наличие сведений об объеме и целевом назначении субсидии.
22.02.2011г. между Минсельхозом России и Правительством Московской области заключено Соглашение о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства N 21/17, в соответствии с Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЭ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", предметом которого в том числе являлось предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.
Денежные средства, выделенные из федерального бюджета в форме субсидий, на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации по направлениям и объемам предусмотрены в приложении N 1 к данному Соглашению (п.1.2.).
В приложениях N 1 и N 2 приведен исчерпывающий перечень направлений сельскохозяйственного производства, осуществляемых в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации (Московской области) на 2011 год, который не содержит направление по расходованию субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитным договорам, заключенным для рефинансирования банковских кредитов.
Так, оказание финансовой поддержки по предоставлению субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) предусмотрено по следующим направлениям:
? по кредитам, полученным до 1 года (краткосрочные кредиты);
? по инвестиционным кредитам, в том числе организациям, осуществляющим промышленное рыбоводство;
? по кредитам, полученным СПК и гражданами, ведущими ЛПХ.
Согласно п.2.2.1 Соглашения, Орган исполнительной власти субъекта (Минсельхозпрод МО) осуществляет финансирование расходов по поддержке соответствующих направлений сельскохозяйственного производства в объемах согласно приложениям N 1 и N 2 к Соглашению, за счет средств соответственно федерального и областного бюджетов. Этим же пунктом Соглашения определено, что финансирование расходов по поддержке направлений сельскохозяйственного производства, не предусмотренных Соглашением, не допускается.
Пунктом 2.2.6 определено, что Минсельхозпрод МО обеспечивает выполнение обязательств по финансированию мероприятий, указанных в приложениях N 1 и N 2 к Соглашению в полном объеме в соответствии с выпиской из бюджета Московской области.
Субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитным договорам, заключенным для рефинансирования банковских кредитов, в объемах средств, предусмотренных на финансирование мероприятий сельского хозяйства в рамках долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие сельского хозяйства Московской области на период 2009-2012 годов" в бюджете Московской области, в соответствии с Законом Московской области от 19.11.2010 N 142/2010-03 "О бюджете Московской области на 2011 год", также не предусмотрены.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н, по целевой статье 267 05 13 отражаются расходы федерального бюджета на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, а также расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, осуществляемые за счет трансфертов из федерального бюджета, на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм и крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2004-2011 годах на срок от 2 до 10 лет.
При этом, отражение расходов средств бюджетов всех уровней на цели, помимо указанных, по целевой статье 267 05 13 не предусмотрено.
Таким образом, финансирование расходов по поддержке сельскохозяйственного производства осуществляется по направлениям и в объемах согласно приложениям N 1 и N 2 к Соглашению N 21/17, за счет средств, соответственно, федерального и областного бюджетов; предоставление финансовой поддержки за счет бюджетных средств на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным на рефинансирование кредитов, не предусмотрено.
Согласно п.2.2.1 Соглашения N 21/17, финансирование расходов по поддержке направлений сельскохозяйственного производства, не предусмотренных Соглашением, не допускается.
Минсельхозпрод МО, в рамках бюджетных полномочий получателя бюджетных средств, установленных ст. 162 БК РФ, должно обеспечивать целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных средств.
Соглашением о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства от 22.02.2011г. N 21/17 предусмотрена ответственность уполномоченного органа (Минсельхозпрод МО) за целевое использование субсидий, направленных в бюджет Московской области, а именно, в случае использования субсидий не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п.3.1).
Кроме того, согласно п. 5 Порядка предоставления средств из бюджета Московской области на проведение мероприятий в сфере сельского хозяйства в 2011 году, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 22.02.2011г. N 146/6 (Порядок N 146/6), п.1 Приложения N 22 "Перечень документов, на основании которых составляются расчеты на получение соответствующих субсидий (представляются в Минсельхозпрод МО)" к Порядку N 146/6, получателями субсидий по возмещению части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) предоставляются соответствующие документы.
Распоряжением Минсельхозпрода МО от 25.02.2011г. N 16/1 утверждены перечни документов, подтверждающих целевое использование кредитов (займов), при этом указанным распоряжением Перечень документов, подтверждающих целевое использование кредитов, полученных для рефинансирования кредитов (по инвестиционным кредитам и кредитам, полученным СПК и гражданами, ведущими ЛПХ - Перечни N2 и N3), распоряжением Минсельхозпрода МО от 25.02.2011г. N 16/1 не утвержден.
Согласно ст. 18 БК РФ определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 1 ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснование бюджетных ассигнований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N1010 "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период" установлено, что субъекты бюджетного планирования представляют в Министерство финансов Российской Федерации предложения по изменению объема и (или) структуры расходных обязательств Российской Федерации на очередной финансовый год и первый год планового периода и объему и (или) структуре расходных обязательств Российской Федерации на второй год планового периода.
Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н, не предусмотрена целевая статья классификации расходов для отражения расходных обязательств федерального бюджета по предоставлению субсидий в целях возмещения части процентной ставки по кредитам, полученным на рефинансирование ранее полученных инвестиционных кредитов.
Как верно отмечено судом, предложений со стороны Министерства сельского хозяйства РФ по резервированию соответствующих кодов классификации расходов бюджетов и последующему внесению изменений в Указание о порядке применения бюджетной классификации в адрес Министерства финансов РФ не поступало.
Поскольку направленные Министерством сельского хозяйства и продовольствия ЗАО "Моссельпром" субсидии использованы на цели, не соответствующие целям и условиям их получения, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности принесенного Домодедовским городским прокурором представления в адрес ЗАО "Моссельпром", и обоснованно в удовлетворении заявления отказал.
Довод апелляционной жалобы о том, что нецелевое использование бюджетных средств выявлено при проведении проверки в отношении Минсельхозпрод Московской области, а не в отношении ЗАО "Моссельпром", не может являться основанием к отмене решения суда.
В соответствии с п. 27 Правил N 90 ответственность за целевое использование субсидий из федерального бюджета возлагается на уполномоченные органы.
В свою очередь, согласно п.п.9, 10, 11 Порядка предоставления средств из бюджета Московской области на проведение мероприятий в сфере сельского хозяйства в 2011 году, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 22.02.2011г. N 146/6, контроль, ответственность за целевое использование средств бюджета Московской области несут Получатели субсидий и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области и в случае нарушения условий предоставления субсидий, субсидии подлежат возврату в бюджет Московской области в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку материалами дела подтвержден факт нецелевого использования полученной на основании Соглашения от 16.03.2011 года N 4-С/фин-Д субсидии, следовательно, полученная ЗАО "Моссельпром" субсидия подлежит возврату в бюджет Московской области.
Выводы суда соответствуют требованиям материального закона и обстоятельствам дела, оснований не соглашаться с ними у судебной коллегии не имеется. Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда, что в силу ст. 330 ГПК РФ основанием к отмене судебного решения не является.
Решение суда законное и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Домодедовского городского суда Московской области от 08 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Моссельпром" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.