судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе
председательствующего Ракуновой Л.И.,
судей Мертехина М.В., Бекловой Ж.В.
при секретаре Бородиной Т.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Московской области
на решение Красногорского городского суда Московской области от 20 августа 2013 года
по делу по иску ФИО7к Министерству финансов Московской области о возмещении расходов на приобретение лекарственных средств,
заслушав доклад судьи Ракуновой Л.И.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО8. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Московской области о возмещении расходов по приобретению лекарственного препарата "Авастин" (Бевацизумаб) в сумме 315500 руб.
Требования мотивировала тем, что в связи с имеющимся у нее онкологическим заболеванием "анапластическая астроцитома" (код заболевания С71 по МКБ-10), которое включено в Перечень социально значимых заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" имеет право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения лекарственными средствами в соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона Московской области от 23.03.2006 г. N 36/2006-03 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области".
В январе, феврале, апреле и мае 2013 года она была вынуждена приобретать жизненно-необходимый ей лекарственный препарат Авастин (Бевацизумаб) 400 мг за свой счет, в связи с отсутствием его для бесплатного предоставления за счет средств бюджета Московской области.
Затраты на приобретение лекарственного препарата составили 315500 руб., которые просит взыскать с Министерства финансов Московской области как распорядителя денежных средств казны соответствующего субъекта РФ.
Представитель ответчика Министерства финансов Московской области иск не признал, указав, что в данном случае расходы истицы подлежат взысканию с Министерства здравоохранения Московской области, которое уполномочено выступать в качестве ответчика от имени субъекта Московской области.
Протокольным определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения Московской области
Представитель Министерства здравоохранения Московской области иск не признала, пояснив, что Министерством принимаются все зависящие от него меры для надлежащего исполнения своих полномочий в части организации обеспечения граждан лекарственными препаратами. В связи с отсутствием лекарственного препарата "Авастин" в плановой заявке по федеральной льготе в декабре 2012 - январе 2013 года, препарат был предоставлен ФИО9в количестве 1 упаковки стоимостью 70763 руб. в марте 2013 года. В апреле и мае 2013 года лекарственный препарат в аптеку не поступал в связи с его отсутствием, поэтому рецепты на его приобретение ФИО10не выдавались.
Решением Красногорского городского суда исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, в апелляционной жалобе Министерство финансов Московской области просит его отменить как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела, ФИО11с августа 2012 года проходит амбулаторное лечение в МУЗ "Клинская городская больница" в связи с выявленным у нее онкологическим заболеванием "анапластическая астроцитома" (код заболевания С71 по МКБ-10 (Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, Десятого пересмотра).
По рекомендации НИИ нейрохирургии им. Акад. Бурденко РАМН, ФИО1204.12.2012 года врачом-онкологом МУЗ "Клинская городская больница" было назначено проведение противоопухолевой химиотерапии в виде лекарственного препарата "Авастин" (Бевацизумаб) 400 мг+Иринотекан 200 мг внутривенно капельно 1 раз в 14 дней 3 месяца (на 3 месяца необходимо 6 флаконов Авастина по 400 мг и Иринотекана 12 флаконов по 100 мг) (справка л.д. 39).
Выявленное у истицы заболевание с кодом С71 по МКБ-10 включено в Перечень социально значимых заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально- значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
В ч. 2 ст.18 Закона Московской области от 23.03.2006 г. N 36/2006-03 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" закреплена норма, в соответствии с которой лицам, страдающим социально значимыми и иными заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Финансирование указанной меры социальной поддержки является обязательством бюджета Московской области (ч. 2 ст. 18 и ст. 20 Закона Московской области от 23.03.2006 г. N 36/2006-03 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области").
Приказом Министерства здравоохранения Московской области от 30.12.2011 г. N 1078 утвержден Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан, отпускаемых при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой со свободных цен. В указанный перечень включен препарат с торговым наименованием "Авастин" (Бевацизумаб).
Постановляя по делу решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО13имела право на бесплатное получение за счет средств бюджета Московской области лекарственного препарата "Авастин" (Бевацизумаб), отпуск которого должен производиться уполномоченными аптечными организациями на основании рецептов, выписываемых лечащим врачом истицы.
Судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции в указанной части.
Вместе с тем, постановляя решение о взыскании стоимости приобретенных истицей за счет собственных средств лекарственных препаратов с Министерства финансов Московской области, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на судебную защиту. В развитие данного конституционного положения ГПК РФ предусматривает, что заинтересованное лицо вправе в установленном порядке обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (статья 3), указав при этом в исковом заявлении, в частности, наименование ответчика (статья 131), т.е. лица, которое, по мнению истца, нарушает или оспаривает его права, либо существует угроза такого нарушения или оспаривания. Именно истец и ответчик являются сторонами спорного правоотношения - предмета рассмотрения суда, чьим постановлением разрешается вопрос об их материальных правах и обязанностях (статья 38 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 40 ГПК РФ иск может быть предъявлен в суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие). В случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе (абзац 2 ч. 3 ст. 40 ГПК РФ).
По смыслу гражданского процессуального законодательства и принципа диспозитивности право определения круга ответчиков и предъявления к ним исковых требований принадлежит истцу.
Из искового заявления усматривается, что затраты на приобретение лекарств ФИО16просила взыскать с Министерства финансов Московской области. Министерство здравоохранения Московской области в исковом заявлении указанного в качестве третьего лица на стороне ответчика (л.д. 2).
В нарушение указанных норм процессуального закона, в отсутствие в судебном заседании истицы или ее представителя, суд протокольным определением от 9 июля 2012 года привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство здравоохранения Московской области.
Мнение истицы об изменении процессуального положения Министерства здравоохранения Московской области судом не выяснялось.
Кроме того, постановляя по делу решение, суд первой инстанции не указал, исходя из каких правовых оснований он полагает, что обязанность по возмещению расходов на приобретение лекарств должна быть возложена как на Министерство финансов Московской области.
Вместе с тем, порядок участия субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определен ст. 125 ГК РФ.
Согласно указанной норме от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п. 14. 7 Положения о Министерстве здравоохранения Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 17.10.2007г. N 790/28, Министерство здравоохранения, являясь в соответствии с законодательством Московской области главным распорядителем средств бюджета Московской области, уполномочено выступать в суде, арбитражном суде от имени Московской области в качестве представителя ответчика по искам к Московской области о возмещении вреда, причиненного физическим и юридическим лицам в результате незаконных действий (бездействия) Министерства или его должностных лиц.
Согласно п. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации.
В соответствии с законом Московской области от 10 ноября 2012 года N 166/2012-03 "О бюджете Московской области на 2012 год" Министерство здравоохранения Московской области является главным распорядителем бюджетных средств по разделу "Здравоохранение", в том числе и по приобретению и компенсации стоимости лекарственных средств. Аналогичный порядок предусмотрен и на 2013 год.
Согласно п. 15.13 Положения о Министерстве финансов Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 25.10.2007 года N 802/27, Министерство финансов выступает в качестве ответчика по искам к Московской области по возмещению вреда причиненного незаконными действиями Министерства финансов Московской области.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что Министерство финансов Московской области является ненадлежащим ответчиком по спорным правоотношениям.
Истицей требования к Министерству здравоохранения Московской области в порядке, предусмотренном статьями 131, 132 ГПК РФ, не заявлялись.
Решение суда по основаниям, изложенным в настоящем определении, подлежит отмене.
В связи с отменой решения, судебная коллегия постановляет по делу новое решение, которым в иске ФИО15отказывает в полном объеме.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногорского городского суда Московской области от 20 августа 2013 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
В иске ФИО14к Министерству финансов Московской области о возмещении расходов на приобретение лекарственных средств в сумме 315550 рублей отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.