Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сидорова П.А.,
судей Цуркан Л.С., Шевчук Т.В.,
при секретаре Родиной Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 октября 2013 года апелляционную жалобу Ворогушина Михаила Антоновича на решение Щелковского городского суда Московской области от 29 марта 2013 года по делу по иску Военного комиссариата Московской области к Ворогушину Михаилу Антоновичу о взыскании излишне выплаченной суммы пенсии,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.
объяснения представителя истца и ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Военный комиссариат Московской области обратился в суд с иском к Ворогушину М.А. о взыскании излишне выплаченной пенсии за период с 25.03.2002 года по 31.08.2011 года в размере 641 840 рублей 87 копеек.
Требования мотивировал тем, что ответчику по линии Министерства обороны РФ была назначена и выплачивалась пенсия, однако в связи с переходом Ворогушина М.А. на службу в таможенные органы и несвоевременным сообщением об этом за указанный период времени произведена переплата ответчику пенсии в указанном размере.
Ответчик Ворогушин М.А. возражал против удовлетворения исковых требований.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 29 марта 2013 года исковые требования Военного комиссариата Московской области были удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, Ворогушин М.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, постановит новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, Ворогушин М.А., уволенный с военной службы с зачислением в запас на основании Приказа Главнокомандующего ВВС от 06 октября 2000 года N0728, и исключенный с 06 ноября 2000 года из списков личного состава части в соответствии с Приказом командира в/ч 22737 от 01 ноября 2000 года N570, с 06 ноября 2000 года получал пенсию за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ.
В заявлении о назначении пенсии Ворогушин М.А. указал, что при всех обстоятельствах, влияющих на выплачиваемую ему пенсию, обязуется сообщить немедленно в венный комиссариат г.Щелково.
25 марта 2002 года Ворогушин М.А. принят на службу по контракту в таможенные органы РФ и назначен на должность начальника отдела кадров Московской южной таможни.
31.08.2011 года Ворогушин М.А. уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации на основании пп.3 п.2 ст.48 ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).
19 января 2012 года Ворогушин М.А. обратился с заявлением в отдел военного комиссариата Московской области по городам Щелково, Фрязино, Лосино-Петровский и Щелковскому району о прекращении ему выплаты пенсии с 01 марта 2012 года в связи с переходом на пенсию по линии таможенной службы. Выплата пенсии прекращена с 01.03.2012 года.
Разрешая спор и постановляя решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец, принявший на себя обязательство извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии, приостановлении ее выплаты либо прекращении выплаты, поступив на службу в таможенные органы, допустив недобросовестное осуществление своих прав, не своевременно сообщил в военный комиссариат о прекращении пенсии, что повлекло за собой нарушение Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и излишнюю выплату ему пенсии.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии со статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из названных норм следует, что обстоятельством, имеющим юридическое значение для правильного рассмотрения данного дела, является факт недобросовестности получателя неосновательного обогащения, доказывание которого по общему правилу лежит на истце, как на потерпевшей стороне.
Как усматривается из материалов дела, то в материалах личного дела истца в Военкомате имеются сведения о прохождении им службы в таможенных органах в спорный период, кроме того, представлены в материалы дела уведомления Таможенной службой Военного комиссара Московской области о прохождении Ворогушиным М.А. соответствующей службы в таможенных органах.
О том, что информация о прохождении Ворогушиным М.А. службы в таможенных органах направляется в Военный комиссариат Московской области самому Ворогушину М.А. также было известно, поскольку последний был принят на должность начальника отдела кадров и до увольнения продолжал замещать должности в указанном отделе. В связи с чем, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о недобросовестности ответчика является необоснованным и его действия не были направлены на получение неосновательного обогащения.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, осуществляется в порядке и по нормам, предусмотренным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с ч.1 ст.6 данного Закона лицам, указанным в ст.1 Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
Согласно ч.2 ст.6 указанного выше Закона пенсионерам из числа лиц. указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Статья 6 Закона не содержит исчерпывающий перечень правоохранительных органов, служба в которых является основанием для приостановления выплаты пенсии (органы таможенной службы в данный перечень не включены).
Правовая норма, содержащаяся в ч.2 ст.6 указанного Закона, о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы таможенной службы.
Данная правовая позиция нашла свое отражение в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года по делу о проверке конституционности ч.2 ст.6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц. проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей".
В частности, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации отмечено, что действие рассматриваемого Закона распространено на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах, включая органы налоговой полиции, таможенные органы, органы и учреждения прокуратуры.
Право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.
Порядок прохождения службы в таможенных органах регулируется Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ N 114-ФЗ от 21.07.1997 года "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 настоящего Федерального закона должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания, и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.
Как следует из части второй статьи 6 Закона от 2 февраля 1993 г. N 4468-1 право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.
В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 18 марта 2004 года N 6-П, предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.
При этом в названном Постановлении указано, что пенсия подлежит приостановлению в том случае, когда лицо, которому она назначена, вновь поступает на службу на тех же условиях, на которых оно проходило службу.
Из установленных обстоятельств по делу следует, что Ворогушин М.А. до 06 октября 2000 года проходил военную службу, в связи с которой ему была назначена пенсия за выслугу лет, а с 25 марта 2002 года поступил на службу по контракту в таможенные органы, отличную от военной, и назначен на должность начальника отдела кадров Московской южной таможни.
Таким образом, в данном случае выплата пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 могла быть приостановлена истцу в случае его возвращения на военную службу и приобретением вновь статуса военнослужащего.
Приостановление выплаты пенсии за выслугу лет на пенсионеров таможенных органов не распространяется. Прохождение службы в таможенных органах лицами, получающими пенсию за выслугу лет по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 в связи с прохождением военной службы, не влечет увеличения военной выслуги, а также увеличения размера ранее назначенной им пенсии.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щелковского городского суда Московской области от 29 марта 2013 года - отменить, постановить новое решение.
В удовлетворении исковых требований Военного комиссариата Московской области к Ворогушину Михаилу Антоновичу о взыскании излишне выплаченной суммы пенсии - отказать.
Апелляционную жалобу Ворогушина М.А. - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.