Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Бакулина А.А.,
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 ноября 2013 года апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Раменского городского суда Московской области от 23 мая 2013 года по делу по заявлению Истоминой Р.К.об оспаривании действий Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области по определению кадастровой стоимости земельного участка,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения Истоминой Р.К., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Евсеева С.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Истомина Р.К. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконными и отменить акт определения кадастровой стоимости земельного участка, площадью 24 500 кв. м, с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, расположенного по адресу: "данные изъяты", земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала; обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2179 рублей 11 копеек за 1 кв. м и рассчитанной по этому показателю общей кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере "данные изъяты"рублей.
В обоснование требований заявитель указала, что она является собственником вышеназванного земельного участка. Постановлением Главы сельского поселения Кузнецовское от 05.08.2010 был изменен вид разрешенного использования земельного участка на вид "для дачного строительства". Земельный участок не входит ни в одно из садоводческих или дачных объединений, а также в границы населенного пункта, коммуникации на нем отсутствуют. Однако при внесении изменений в сведения ГКН о новом виде разрешенного использования удельный показатель кадастровой стоимости значительно возрос и стал составлять 2179,11 рублей за 1 кв. м, что, по мнению заявителя, является незаконным.
В судебном заседании Истомина Р.К. поддержала заявленные требования и дополнительно просила признать незаконными действия заинтересованного лица и определить удельный показатель кадастровой стоимости и кадастровую стоимость принадлежащего ей земельного участка исходя из его рыночной стоимости, поскольку в результате завышения стоимости земельного участка были нарушены ее права, ей приходится платить существенно завышенную сумму налога.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области по доверенности Осокин И.М., Киселева С.А. с заявлением не согласились.
Решением Раменского городского суда Московской области от 23 мая 2013 года заявление Истоминой Р.К. удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области просит об отмене данного решения, как незаконного и необоснованного.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из материалов дела следует, что Истомина Р.К. является собственником земельного участка, площадью 24 500 кв. м, с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, расположенного по адресу: "данные изъяты", земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала (л.д. 8).
Указанный земельный участок принадлежит заявителю на основании Выписки из протокола общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения от 10.03.2008 и свидетельства на право собственности на землю от 02.08.1996, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.11.2010, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (л.д. 8).
Постановлением Главы сельского поселения Кузнецовское Раменского муниципального района Московской области от 05.08.2010 N 225 изменен вид разрешенного использования принадлежащего заявителю земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем" (л.д. 12-13).
В результате изменения вида разрешенного использования земельного участка заявителя органом государственного кадастрового учета в ГКН были внесены сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в размере 2179,11 рублей за один квадратный метр на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по Раменскому району Московской области, что привело к увеличению кадастровой стоимости земельного участка с "данные изъяты"рублей (л.д. 146) до "данные изъяты"рублей (л.д.9), и, соответственно, к увеличению налогооблагаемой базы (л.д. 146, 9).
Не согласившись с кадастровой стоимостью и ее удельным показателем, Истомина Р.К. провела независимую оценку рыночной стоимости земельного участка (л.д. 20-98).
Материалами дела подтверждается, что заявитель неоднократно обращалась к заинтересованному лицу с указанным отчетом по вопросу определения кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 119-140), однако заявителю сообщалось, что в компетенцию Управления не входит вопрос об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной его рыночной стоимости (л.д. 136), оценка проведена в соответствии с требованиями Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307 (л.д. 134-135).
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (ч. 3 ст. 66 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно пунктам 9 и 5 Правил кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2).
Земельный участок заявителя не был включен в инвентаризационную опись земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель; вид разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем" был изменен в 2010 году.
Согласно п. 2.3.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 N 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка, не входящего в состав садовых, огороднических и дачных объединений, не может быть произведена на основании Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307.
В силу ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Согласно Отчету об оценке N 12/12-2010, подготовленному ИП Завьяловым Ю.А., рыночная стоимость принадлежащего Истоминой Р.К. земельного участка на дату оценки 17.09.2010 составила "данные изъяты"рублей (л.д. 20-98).
Оснований не доверять данному Отчету не имеется.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности действий ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области по формированию в государственном земельном кадастре сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в размере 2179,11 рублей за 1 кв. м и, как следствие, по определению кадастровой стоимости земельного участка в размере "данные изъяты"рублей.
При этом суд обоснованно признал несостоятельными доводы заинтересованного лица о пропуске заявителем срока обращения в суд.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Доводы апелляционной жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Раменского городского суда Московской области от 23 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.