судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе
председательствующего Ракуновой Л.И.,
судей Цуркан Л.С., Бекловой Ж.В.
при секретаре Бородиной Т.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Московской области
на решение Дубненского городского суда Московской области от 23 сентября 2013 года
по делу по иску ФИО9к Дубненскому управлению социальной защиты населения о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью,
заслушав доклад судьи Ракуновой Л.И.,
объяснения представителей истца, представителя ответчика, представителя третьего лица,
УСТАНОВИЛА:
ФИО10обратилась с исковым заявлением к Дубненскому управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, и взыскании ежемесячной денежной компенсации, судебных расходов, ссылаясь на то, что действуя в составе боевого отряда партизан в период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР получила военную травму. Вследствие военной травмы 09 марта 1995 г. Жуковской врачебно-трудовой экспертной комиссией Брянской области ей бессрочно была установлена 2 группа инвалидности, признана инвалидом Великой Отечественной войны.
Полагая отказ территориального структурного подразделения Минсоцзащиты МО незаконным, просила признать за ней право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, взыскать невыплаченную компенсацию за период с 01 января 2012 г. по 01 июля 2013 г. в размере 126000 рублей, судебные издержки, в том числе расходы на оплату услуг представителя в размере 9500 рублей, и расходы на нотариальное заверение доверенности в размере 2000 рублей, назначить ей с 01 июля 2013 г. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, как инвалиду войны в размере 7000 рублей.
Представитель Дубненского управления социальной защиты населения, действующий на основании доверенности в порядке передоверия в качестве представителя Министерства социальной защиты населения МО, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Решением Дубненского городского суда исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, в апелляционной жалобе Министерство социальной защиты населения Московской области просит его отменить как незаконное.
Истицей представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых она полагает решение законным.
Федеральной службой по труду и занятости представлены объяснения, в которых они полагают доводы апелляционной жалобы ответчика заслуживающими внимания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, объяснений, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела, ФИО12(до замужества - ФИО13), 1925 года рождения, является инвалидом 2 группы бессрочно. Действуя в составе боевого отряда партизан в период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР получила военную травму (л.д. 14).
ФИО11. признана инвалидом Великой Отечественной войны, о чем 20 марта 1995 г. отделом социальной защиты населения Администрации Жуковского района Брянской области ей выдано удостоверение, согласно которого она имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов войны (л.д. 10).
Разрешая спор и постановляя по делу решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истица как участник партизанского движения по статусу приравнивается к военнослужащим и на нее в полной мере распространяются положения ФЗ "О статусе военнослужащих" и ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставления им отдельных выплат".
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно ст. 2 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
К военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту, сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ "О статусе военнослужащих" система материального и иных видов обеспечения военнослужащих устанавливается с учетом занимаемых ими воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Таким, образом, с учетом системного толкования приведенных норм федерального законодательства, определяющего статус военнослужащего, истица как участник партизанского отряда, действующего в период Великой Отечественной войны на временно оккупированной территории СССР, не подпадает под понятие военнослужащего в том понимании, которое придано данному виду федеральной государственной службы указанными выше законами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" предметом правового регулирования данного Закона является установление отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
В соответствии с ч. 13 ст. 3 указанного Федерального закона при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере 14000 рублей - инвалиду 1 группы; 7000 рублей - инвалиду 2 группы; 2800 рублей - инвалиду 3 группы.
Таким образом, федеральный законодатель определил категорию лиц, подпадающих под действие указанного закона, определил цели и задачи самого закона.
Что касается Федерального закона "О ветеранах", как указано в его преамбуле, исходя из целей социального государства, закрепленных в статье 7 Конституции Российской Федерации, закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.
В соответствии с п.п. "а" п. 1 ч. 1 ст. 2 ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Таким образом, указанным Федеральным законом с учетом целей и задач правового регулирования определен иной субъектный состав лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, признанных ветеранами или инвалидами Великой Отечественной войны.
С учетом изложенного в настоящем определении, решение суда подлежит отмене.
Кроме того, в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве социальной защиты населения, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17 сентября 2007 года N 683/28 (с изменениями и дополнениями) Министерство социальной защиты населения Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере социальной защиты населения Московской области, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.
Постановляя по делу решение, суд первой инстанции не учел, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство социальной защиты населения Московской области, а не его территориальное структурное подразделение- Дубненское управление социальной защиты населения. Поскольку представитель указанного территориального структурного подразделения, участвовавший в рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции, имел право в порядке передоверия представлять интересы юридического лица- Министерства социальной защиты населения Московской области, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, постановляет по делу новое решение, которым в иске ФИО15. к Министерству социальной защиты населения Московской области отказывает.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дубненского городского суда Московской области от 23 сентября 2013 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО14к Министерству социальной защиты населения Московской области о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, взыскании ежемесячной денежной компенсации за период с 1 января 2012 года по 1 июля 2013 года в сумме 126000 рублей, судебных расходов в сумме 11500 рублей, обязании назначить с 1 июля 2013 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, как инвалиду Великой Отечественной войны в размере 7000 рублей отказать.
Апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Московской области удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.