Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 24 сентября 2008 г. N 03-11-04/2/147
Вопрос: Просим официально разъяснить возможность применения налоговых режимов УСН и ЕНВД муниципальной аптекой в 2009 году.
Городская аптека занимается розничной торговлей медикаментами населению за наличный расчет, налоговый режим - ЕНВД. Обеспечивает лечебные учреждения и организации медикаментами и растворами собственного изготовления по безналичному расчету, налоговый режим - УСН, объект налогообложения - доходы минус расходы.
100% уставного капитала аптеки принадлежит управлению имущественных отношений города. Среднесписочная численность штата аптеки - 22 человека. Остаточная стоимость основных фондов - 250 тыс. руб. Доход за год ЕНВД - 12 млн. руб., УСН - 4,0 млн. руб.
Сможет ли аптека применять данные режимы в 2009 году?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо от 27.08.2008 N 30 о сохранении права на применение специальных режимов налогообложения в 2009 году для муниципальных унитарных предприятий, на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.
С 1 января 2009 года согласно пункту 2.2 статьи 346.26 Кодекса указанные организации не могут признаваться налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
При этом необходимо иметь в виду следующее.
Согласно статье 11 Кодекса под организацией понимается юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлено, что учредителем муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование. Управление муниципальными унитарными предприятиями от имени муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления (п. 2 ст. 29 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно пункту 1 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к организациям с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом относятся хозяйственные товарищества и общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 113 ГК РФ имущество муниципального унитарного предприятия является неделимым и поэтому не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Аналогичная норма содержится в статье 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ.
Поскольку муниципальное образование, являющееся учредителем муниципального унитарного предприятия, не может быть признано организацией в целях статьи 11 Кодекса, а также в связи с тем, что имущество муниципального унитарного предприятия не распределяется по вкладам (долям, паям), на указанные предприятия положения подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 и пункта 2.2 статьи 346.26 Кодекса не распространяются.
Об этом же указывается в Решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2003 года N 12358/03.
В связи с этим муниципальные унитарные предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения, а также могут быть признаны налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при условии соблюдения требований глав 26.2 и 26.3 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По вопросу о возможности применения в 2009 году ЕНВД и УСН муниципальными унитарными предприятиями разъясняется следующее.
Организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25% не могут применять УСН, а с 1 января 2009 года - не могут признаваться налогоплательщиками ЕНВД. Однако данное правило не распространяется на муниципальные унитарные предприятия, поскольку их учредителем является муниципальное образование, которое не является организацией, и имущество муниципального унитарного предприятия не распределяется по вкладам (паям, долям).
Следовательно, муниципальные унитарные предприятия могут применять рассматриваемые специальные режимы налогообложения.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 сентября 2008 г. N 03-11-04/2/147
Текст письма официально опубликован не был