Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Бакулина А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Варламовой Е.А.,
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 декабря 2013 года апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области на решение Истринского городского суда Московской области от 05 сентября 2013 года по заявлению Живайкиной С.Ю.о признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области об отказе в учете изменений объекта недвижимости, обязании провести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости - земельного участка,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
УСТАНОВИЛА:
Живайкина С.Ю. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 16.07.2013 N МО-13/РКФ-3232185 об отказе в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка, площадью 1049 кв. м, с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "данные изъяты"
В обоснование требований заявитель указала, что она является собственником вышеуказанного земельного участка на основании договора купли-продажи от 20.07.1998. При заключении данного договора границы земельного участка установлены не были, что подтверждается кадастровым паспортом. В 2013 году было проведено межевание земельного участка, в результате которого уточнены его границы и площадь, что отражено в межевом плане. Фактическая площадь участка составила 1049 кв. м.
С необходимым пакетом документов заявитель обратилась в орган кадастрового учета для постановки земельного участка в соответствующих границах на кадастровый учет, однако 16.07.2013 получила решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Полагая, что в соответствии с положениями закона она имеет право уточнить границы и площадь принадлежащего ей земельного участка, заявитель просила признать решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 16.07.2013 N МО-13/РКФ-3232185 об отказе в учете изменений объекта недвижимости незаконным и обязать орган кадастрового учета поставить земельный участок на кадастровый учет в соответствии с данными представленного межевого плана.
В судебном заседании представитель Живайкиной С.Ю. - Алексеева А.А., поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области Макеева Н.В. против удовлетворения заявления возражала, пояснив, что решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости соответствует требованиям закона, так как по результатам проверки было установлено, что в представленных материалах отсутствует исчерпывающее обоснование увеличения площади земельного участка, при этом границы земельного участка заявителя были определены при заключении договора купли-продажи.
Решением Истринского городского суда Московской области от 05 сентября 2013 года заявление Живайкиной С.Ю. удовлетворено.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области просит об отмене решения, как незаконного и необоснованного.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из материалов дела следует, что Живайкина С.Ю. на основании договора купли-продажи (купчей) от 20.07.1998 является собственником земельного участка, площадью 800 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "данные изъяты", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия АБ N 0054440 от 17.08.1998 (л.д. 28).
Согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту земельного участка граница земельного участка заявителя не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д. 64).
С целью уточнения площади и границ земельного участка Живайкиной С.Ю. было проведено межевание, в процессе которого была установлена фактическая площадь земельного участка - 1049 кв. м, определены его границы. По результатам указанных работ составлен межевой план.
Собрав необходимый пакет документов, Живайкина С.Ю. обратилась в Отдел кадастрового учета N 1 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
Решением от 16.07.2013 N МО-13/РКФ-3232185 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области отказало заявителю в осуществлении кадастрового учета на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (л.д. 8-9).
Согласно ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п. 7-21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В силу подп. 1 п. 5 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с п. 9 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ст. 36 ЗК РФ границы и размер земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.
Разрешая спор, суд установил, что Живайкиной С.Ю. в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области были представлены все необходимые для кадастрового учета документы, в том числе межевой план, свидетельство о государственной регистрации права от 17.08.1998, согласно которому площадь принадлежащего заявителю земельного участка составляет 800 кв. м.
Указанное свидетельство представляет собой текстовый документ, не содержащий графических материалов, в связи с чем, местоположение границы земельного участка при проведении кадастровых работ определялось исходя из фактической границы, существующей на местности более пятнадцати лет и закрепленной с использованием объекта искусственного происхождения (забор), что отражено в заключении кадастрового инженера (л.д. 12). Согласование границ земельного участка проведено в установленном законом порядке, споров по границам не заявлено.
Отклоняя довод представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области о том, что границы земельного участка заявителя закреплялись при заключении договора купли-продажи, суд обоснованно исходил из того, что договор купли-продажи был заключен до вступления в действие Земельного кодекса РФ; участок был сформирован, однако его границы не были определены на местности, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
В межевом плане, в разделе "Заключение кадастрового инженера" также приведено обоснование увеличения площади земельного участка
По смыслу подп. 1 п. 5 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предельная величина более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно данного земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, применяется только в случаях, когда на соответствующей территории не установлена величина предельного минимального размера земельного участка.
Согласно ст. 33 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
На момент принятия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области оспариваемого решения минимальный размер земельного участка для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, установленный Законом Московской области от 17.06.2003 N 63/2003-ОЗ "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области", составлял 600 кв. м.
Как следует из материалов дела, площадь принадлежащего заявителю земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" требований (1049 кв. м), больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (800 кв. м), на 249 кв. м, то есть на величину не более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования (600 кв. м).
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что отказ ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в осуществлении кадастрового учета изменений принадлежащего заявителю земельного участка является незаконным и необоснованным, в связи с чем, заявленные Живайкиной С.Ю. требования подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Истринского городского суда Московской области от 05 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.