Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
Председательствующего Мертехина М.В.,
судей Цуркан Л.С., Шишкина И.В.,
при секретаре Щепотиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 января 2013 года апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления ПФР N 8 по г.Москве и Московской области на решение Видновского городского суда Московской области от 12 сентября 2013 года по делу по иску Арутюнова Арама Львовича к Государственному учреждению - Главное управление ПФР N 8 по г.Москве и Московской области о перерасчете пенсии,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.
объяснения истца, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Арутюнов А.Л. обратился в суд с иском Государственному учреждению - Главное управление ПФР N 8 по г.Москве и Московской, в котором просил обязать Главное управление ПФР N8 по г. Москве и Московской области установить размер назначенной пенсии с учетом применения районного коэффициента в размере 1,8, пересчитать размер назначенной пенсии с учетом применения районного коэффициента в размере 1,8, в период с 21 декабря 2012 года по день вынесения решения суда, и взыскать данную денежную сумму.
В обоснование иска указал, что 21 декабря 2012 года ему была начислена пенсия с учетом районного коэффициента 1,7, тогда как в соответствие с требованиями действующего законодательства ему должны были установить районный коэффициент 1,8.
Представитель ответчик возражал против исковых требований.
Решением суда исковые требования Арутюнова А.Л. были удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, Государственное учреждение - Главное управление ПФР N 8 по г.Москве и Московской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Как усматривается из материалов дела, 07.12.2012 года Арутюнов А.Л. обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с тем, что он не менее 15 лет проработал в районах Крайнего Севера и имел стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона.
21.12.2012 года пенсия Арутюнову А.Л. была назначена до достижения возраста 51 года с учетом повышенного отношения среднемесячного заработной платы К. к среднемесячной заработной плате по Российской Федерации в размере 1,7, исходя из районного коэффициента к заработной плате 1,5.
Истец настаивает на том, что отношение его среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате по Российской Федерации при исчислении пенсии должно учитываться в размере 1,9, исходя из районного коэффициента к заработной плате 1,8.
Разрешая спор и постановляя решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из сведений, содержащихся в справке, представленной истцом, в которой работодатель подтверждает, что Арутюнов А.Л. работал в районах Крайнего Севера, что дает ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ст. 28.1 Федерального закона N 173-ФЗ, и в указанные в справе периоды к заработной плате применяется районный коэффициент 1,8.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции и находит его основанным на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с абзацем первым подпункта 6 пункта 1 статьи 28, пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется в отношении мужчин по достижении ими возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж 25 лет, независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяемому с учетом абзаца первого подпункта 6 пункта 1 статьи 28 этого Федерального закона, для лиц, имеющих стаж работы 15 лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Тем же пунктом статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года N 1029 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" территория Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, трудовую деятельность в котором осуществлял истец, является районом Крайнего Севера.
Как усматривается из материалов дела, местом работы в районах Крайнего Севера Арутюнова А.Л. является ООО "Газпром добыча Ямбург" ОАО "Газпром", которое располагается в пос. Ямбург, Надымского района, Тюменской области, Ямало-Ненецкого автономного округа.
В материалы своего пенсионного дела истец представил справку, уточняющую стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, выданную ООО "Газпром добыча Ямбург". Из данной справки следует, что за все указанные в справке периоды работы к заработной плате применялся районный коэффициент 1,8.
Согласно сведениям индивидуального персонифицированного учета в период работы истца с 01.01.2000 года по 31.12.2001 года в разделе "территориальные условия (код)" указан районный коэффициент, установленный к заработной плате, 1,5.
В силу ст. 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 г. N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" установлено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности, фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14 - 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также при назначении указанным лицам и лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14 - 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 г., а также действовавший на указанную дату порядок их применения.
Приложением N 1 к Постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального совета профессиональных союзов от 04.09.1964 г. N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" установлено, что к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1,50 в числе прочих относится Тюменская область - Ямало-Ненецкий национальный округ к северу от Полярного круга.
В Информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда Российской Федерации от 09.06.2003 г. N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда Российской Федерации от 19.05.2003 г. N 670-9, Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.06.2003 г. N 25-23/5995 разъяснено, что к заработной плате работников непроизводственных отраслей на территории Ямало-Ненецкого автономного округа применяется районный коэффициент в размере 1,50.
Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального совета профессиональных союзов от 04.06.1968 г. N 165/15 "О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа Тюменской области севернее Полярного круга" утвержден районный коэффициент 1,80 к заработной плате работников предприятий и организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности, работников строительных, строительно-монтажных и специализированных управлений, подсобно-вспомогательных производств, транспорта, хозяйств и организаций (за исключением работников организаций и учреждений материально-технического снабжения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей, непосредственно обслуживающих население), обслуживающих нефтегазодобывающие предприятия и организации по бурению и геологоразведке, строительство объектов нефтяной и газовой промышленности и геологоразведки, занятых на работах на территории Ямало-Ненецкого национального округа севернее Полярного круга. Установлено, что расходы, связанные с введением указанного коэффициента, производятся в пределах фонда заработной платы, утвержденного соответствующим министерствам и ведомствам.
Кроме того, следует отметить, что Постановлением Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных союзов от 27.07.1959 года N 527/13 на территории Ямало-Ненецкого национального округа к северу Полярного круга утвержден районный коэффициент 1,6 к заработной плате работников предприятий и организаций, занятых в нефтяной и газовой промышленности
Следовательно, на территории Ямало-Ненецкого национального округа севернее Полярного круга в период работы истца в централизованном порядке были установлены различные районные коэффициенты к заработной плате. В силу этого с учетом положений пункта 3 статьи 30 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ в целях пенсионного обеспечения подлежит применению коэффициент к заработной плате, установленный в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, равный 1,5.
С учетом районного коэффициента к заработной плате 1,5 при определении размера трудовой пенсии отношение среднемесячного заработка заявителя к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,7.
Таким образом, правовых оснований для применения при исчислении пенсии истца районного коэффициента равного 1,8, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Видновского городского суда Московской области от 12 сентября 2013 года - отменить, постановить новое решение.
В удовлетворении исковых требований Арутюнова Арама Львовича к Государственному учреждению - Главное управление ПФР N 8 по г.Москве и Московской области об установлении и перерасчете размера пенсии с учетом применения районного коэффициента в размере 1,8 в период с 21 декабря 2012 года по день вынесения решения суда, взыскании денежной суммы - отказать,
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления ПФР N 8 по г.Москве и Московской области - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.