Московский областной суд в составе:
судьи Забродиной Н.М.,
при секретаре Сафонове Г.Г.,
рассмотрел в апелляционном порядке в открытом судебном заседании 21 января 2014 года
с участием прокурора отдела апелляционного обжалования уголовно-судебного управления прокуратуры Московской области Черниковой А.Н.,
представителя потерпевших адвоката Дорохина С.С., представившего суду удостоверение N 610 и ордер N 140 от 25 ноября 2013 года,
апелляционную жалобу представителя потерпевших адвоката Дорохина С.С. и апелляционное представление государственного обвинителя Галкиной Л.В. на постановление Наро-Фоминского городского суда от 14 ноября 2013 года об ошибочном признании потерпевшими Т. и Л. по уголовному делу в отношении
П,
"данные изъяты" "данные изъяты", гражданина РФ, не судимого, и
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК, и
К,
"данные изъяты" "данные изъяты", гражданина РФ, не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159, ч. 4 ст. 291.1 УК РФ.
Заслушав доклад судьи Забродиной Н.М.,
выступление адвоката Дорохина С.С., поддержавшего доводы жалобы,
выступление прокурора, поддержавшего доводы апелляционного представления, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
К. органами предварительного расследования обвиняется в совершении двух преступлений, в том числе в совершении мошенничества, то есть в хищении чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, в крупном размере, выразившемся в получении и завладении принадлежащими Т. и Л. денежными средствами в общем размере 500000 рублей под предлогом передачи их следователю в качестве вознаграждения за изменение меры пресечения и смягчение обвинение Л
К., являясь членом Московской областной коллегии адвокатов, осуществляя в соответствии с законом свои полномочия по защите в порядке ст. 51 УПК РФ Л., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. "Г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, реализуя возникший умысел на хищение путем обмана и злоупотребления доверием денежных средств Т., представляющей интересы Л., пригласил её к себе по месту регистрации в пос. "данные изъяты"Наро-Фоминского района домой, где путем обмана и злоупотребления её доверием, введя её в заблуждение о якобы достигнутой договоренности со следователем П. об изменении за вознаграждение меры пресечения в отношении Л. с освобождением его из-под стражи, изменении обвинения на менее тяжкое, потребовал от Т. в срок до 9 января 2013 года 500000 рублей за принятие следователем названных процессуальных решений. На данное предложение Т. согласилась, сообщила о предложении К. матери Л., после чего они собрали требуемую сумму передали её К.
В ходе судебного разбирательства суд пришел к выводу, что Т. и Л. ошибочно признаны потерпевшими по данному преступлению.
Свой вывод суд обосновал тем, что фактические обстоятельства дела, когда Т. и Л. передали собранные ими средства обвиняемому К. для достижения противоправного результата, свидетельствуют о том, что в их действиях содержатся признаки состава преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ, и есть основания расценивать их в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного суда РФ 24 от 9 июля 2013 года "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях", как действия взяткодателя.
В соответствии с примечаниями к ст. 291 УК РФ лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и расследованию преступления и это лицо добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Сам факт освобождения таких лиц от уголовной ответственности не означает отсутствия в их действиях состава преступления, поэтому такие лица не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в качестве взятки.
В апелляционной жалобе представитель потерпевших адвокат Дорохин С.С.ставит вопрос об отмене постановления суда, считая его незаконным и необоснованным, указывая, что, по логике суда, в действиях Кнет признаков хищения, которое состоит в изъятии и обращении чужого имущества в пользу виновного, в причинении собственнику или иному владельцу имущественного ущерба. При таких обстоятельствах, деньги, полученные К., не могут быть взысканы с него в пользу Т. и Л., и будут его "законной добычей", что нельзя признать допустимым с точки зрения прав, гарантированных ст. 35 Конституции РФ.
В апелляционном представлении гособвинитель Галкина Л.В. просит постановление суда отменить и восстановить Т. и Л. в процессуальном статусе потерпевших, указывая, что суд неправильно применил положения Пленумов Верховного Суда РФ N 17 от 29 июня 2010 года и N 24 от 9 июля 2013 года. Кроме этого, она ссылается на то, что в постановлении суда не указано, по какому составу преступления указанные лица ошибочно признаны потерпевшими, что является грубым нарушением уголовно-процессуального закона и привело суд к необоснованным выводам.
В судебном заседании адвокат Дорохин С.С. дополнил, что выводы суда противоречат теории права, когда есть мошенничество, и нет потерпевшего. Потерпевшие Т. и Л. явно пострадали и обратились в правоохранительные органы за защитой, между тем в результате этого лишены права возвратить похищенные у них адвокатом деньги.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и представления прокурора, выслушав адвоката, прокурора, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ст. 7 УПК РФ любое решение суда должно отвечать требованиям законности, обоснованности и мотивированности, все выводы суда должны быть основаны на исследованных в суде доказательствах и не могут быть основаны на предположениях.
Данным требованиям постановление суда полностью соответствует.
Как указано в разъяснениях Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 июня 2010 года N 17 "О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве" в силу части 1 статьи 42 УПК РФ лицо, которому преступлением причинен вред, приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом права и обязанности с момента вынесения дознавателем, следователем, руководителем следственного органа или судом постановления о признании его потерпевшим. Вместе с тем следует иметь в виду, что правовой статус лица как потерпевшего устанавливается, исходя из фактического его положения, и лишь процессуально оформляется постановлением, но не формируется им.
Суд первой инстанции, установив, что по поступившему в суд уголовному делу Т. и Л. признаны потерпевшими без достаточных к тому оснований, предусмотренных статьей 42 УПК РФ, фактически в силу совершенных ими преследуемых законом действий, таковыми не являющимися, суд вынес постановление о том, что указанные лица ошибочно признаны потерпевшими по данному делу. Суд свои выводы обосновал ссылкой на положения закона и руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, и разъяснил Т. и Л. право на обжалование принятого судом решения в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не видит оснований не согласиться с выводами суда.
Доводы обвинения и защиты о том, что судом неправильно применены положения Пленумов Верховного суда РФ, о том, что Т. и Л., после причиненного им К. материального ущерба, будут лишены в последующем возможности возвратить переданные ему деньги, не основаны на материалах дела и противоречат самой сути понятия потерпевшего. В данном случае нельзя признать, что правам и законным интересам Т. и Л., совершившим общественно-опасные действия, запрещенные УК РФ под угрозой наказания, причинен ущерб. Именно это обстоятельство и лишает их права претендовать на возвращение ценностей, переданных в качестве взятки.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что постановление суда является законными и обоснованным, оснований для его отмены и изменения нет, в связи с чем в удовлетворении апелляционных представления гособвинителя Галкиной Л.В. и жалобы адвоката Дорохина С.С. следует отказать.
С учётом изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.17, 389.20, 389.22, 389.33, 401.2 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Наро-Фоминского городского суда Московской области от 14 ноября 2013 года об ошибочном признании потерпевшими Ти Лпо уголовному делу в отношении К. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 и ч. 4 ст. 291.1 УК РФ и П. в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ, - оставить без изменения.
Апелляционную жалобу адвоката представителя потерпевших адвоката Дорохина С.С. и апелляционное представление государственного обвинителя Галкиной Л.В. оставить без удовлетворения.
Апелляционное постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Московского областного суда в течение одного года со дня его вступления в законную силу.
Судья Н.М. Забродина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.