Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Вороновой М.Н., Соколовой Н.М.,
при секретаре Сенаторовой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 января 2014 г. апелляционную жалобу Михайлова Константина Петровича на решение Чеховского городского суда Московской области от 10 января 2014 г. по делу по его заявлению о защите избирательных прав, признании незаконным решения Совета депутатов г. Чехова Чеховского муниципального района Московской области от 23 декабря 2013 г. "данные изъяты""О назначении даты проведения досрочных выборов главы муниципального образования г. Чехов Чеховского муниципального района Московской области",
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения представителя Михайлова К.П. - Быбкина А.В., заключение прокурора Тришиной В.В.,
УСТАНОВИЛА:
Михайлов К.П. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав, в котором просил признать незаконным и отменить решение Совета депутатов г. Чехова Чеховского муниципального района Московской области от 23 декабря 2013 г. "данные изъяты""О назначении даты проведения досрочных выборов главы муниципального образования город Чехов Чеховского муниципального района Московской области" о назначении даты проведения досрочных выборов главы г. Чехов на 16 февраля 2014 г. Свои требования мотивировал тем, что 21 августа 2013 г. прекращены полномочия главы г. Чехов Чеховского муниципального района Московской области в связи с его смертью. В установленный законом срок ни Совет депутатов, ни избирательная комиссия городского поселения Чехова не назначили выборы главы муниципального образования, что противоречит требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и части 5 статьи 6 Закона Московской области от 4 июня 2013 г. N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области". Указанным решением сокращены на одну треть сроки всех избирательных действий и нарушены его избирательные права, поскольку в новогодние праздничные дни он не мог собрать подписи избирателей, оформить документы, открыть счет в банке, провести агитационные мероприятия.
Решением Чеховского городского суда Московской области от 10 января 2014 г. отказано в удовлетворении заявления.
Считая данное решение необоснованным, Михайлов К.П. в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что выборы назначены с нарушением установленных законом сроков и не легитимным органом местного самоуправления, суд признал в решении факт назначения выборов в ненормативные сроки, посчитав уважительной причину такого назначения, однако законодательство не предусматривает каких-либо уважительных причин, допускающих нарушение сроков назначения выборов.
Выслушав
объяснения представителя Михайлова К.П. - Быбкина А.В., проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Тришиной В.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований дляотмены постановленного по делу решения.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава (пункт 1 части 2); в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах, досрочные выборы главы муниципального образования проводятся в сроки, установленные федеральным законом (часть 8).
Статьей 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 этой статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий (пункт 4); голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье (пункт 6); решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в этом пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (пункт 7); если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 этой статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются в органы местного самоуправления соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования (пункт 8).
Аналогичные нормы закреплены и в Законе Московской области от 4 июня 2013 г. N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области", в статье 6 которого предусмотрено, что выборы депутатов Совета депутатов, главы муниципального образования и других должностных лиц местного самоуправления назначает Совет депутатов соответствующего муниципального образования (часть 1); в случае досрочного прекращения полномочий депутатов Совета депутатов, главы муниципального образования, других должностных лиц местного самоуправления, влекущего за собой неправомочность органа местного самоуправления, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий (часть 3); голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье (часть 4).
Из содержания приведенных законоположений следует, что к компетенции представительного органа местного самоуправления относятся вопросы назначения даты выборов с учетом сроков, установленных федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации. Выборы в орган местного самоуправления проводятся не позднее шести месяцев с даты прекращения полномочий, при назначении досрочных выборов сроки, установленные пунктом 7 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. Следовательно, с учетом сокращения сроков досрочные выборы главы г. Чехова необходимо было назначить в период с 19 декабря по 25 декабря 2013 г.
Из имеющихся в материалах дела доказательств усматривается, что решением Совета депутатов г. Чехова Чеховского муниципального района Московской области от 23 декабря 2013 г. N 93/15 дата проведения досрочных выборов главы муниципального образования г. Чехов Чеховского муниципального района Московской области назначена на 16 февраля 2014
, сроки всех избирательных действий сокращены на одну треть. Решение опубликовано в официальном источнике средства массовой информации - газете "Чехов-Сегодня" 24 декабря 2013 г. N 144. Московский областной суд, рассмотрев по первой инстанции заявление Михайлова К.П. об определении порядка назначения досрочных выводов, решением от 26 декабря 2013 г. отказал в удовлетворении заявления в связи с отсутствием оснований для определения такого порядка, поскольку имеется указанное выше решение органа местного самоуправления от 23 декабря 2013 г.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления" (с последующими изменениями и дополнениями) выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления проводятся в соответствии с
уставами муниципальных образований в порядке, установленными законами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии со статьей 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно подпункту 6 пункта 9 Устава муниципального образования г. Чехов Чеховского муниципального района Московской области к компетенции Совета депутатов относится назначение выборов главы г. Чехов.
Довод Михайлова К.П. о том, что Совет депутатов, не приняв решения в назначения даты выборов главы г. Чехова в период с 21 августа 2013 г. до 27 ноября 2013 г., в том числе с учетом сокращения сроков на одну треть, лишился этих полномочий, основан на неправильном толковании федерального и регионального законодательства.
Суд первой инстанции обоснованно признал, что Советом депутатов г. Чехова соблюдены сроки принятия решения о назначении даты выборов с учетом требований действующего законодательства, предусматривающего, что при назначении досрочных выборов сроки, указанные в пункте 7 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. При этом суд обратил внимание на то, что отмена назначенной даты проведения выборов приведет к отсутствию решений о дне выборов, нарушению прав избирателей и лиц, участвующих в выборах в качестве кандидатов на указанную выборную должность.
Судебная коллегия признает данный вывод суда правильным, основания для отмены оспариваемого решения суда, отсутствуют.
Ссылка на письма избирательной комиссии Московской области о назначении даты выборов главы города Советом депутатов до 27 ноября 2013 г., а избирательной комиссией г. Чехова до 7 декабря 2013 г. необоснованна. В судебном заседании суда первой инстанции представитель избирательной комиссии уточнил, что указанные сроки имеют отношение к порядку назначения выборов при общем порядке, а не при назначении досрочных выборов.
Ссылка на определение Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2009 г. N 35-Г09-1 не имеет правового значения. Данное определение вынесено по другому гражданскому делу, с другими фактическими обстоятельствами.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Местное самоуправление признается и гарантируется статьей 12 Конституции Российской Федерации, отмена решения суда первой инстанции означала бы умаление права граждан избирать и быть избранными
в органы местного самоуправления в сроки, предусмотренные федеральным законодателем.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чеховского городского суда Московской области от 10 января 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Михайлова Константина Петровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.