Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Вороновой М.Н., Соколовой Н.М.,
при секретаре Низвинском А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 января 2014 г. апелляционную жалобу Кокнаевой Любови Григорьевны на решение Рузского районного суда Московской области от 29 октября 2013 г. по делу по заявлению Кокнаевой Л.Г. о признании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в государственной регистрации права собственности на земельный участок незаконным и об обязании зарегистрировать право собственности.
Заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения Кокнаевой Л.Г., представителя заявителя - Коровина В.П., представителя ОАО "Мосводоканал" - Каменской Е.Ю.,
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - УФСГРКиК по Московской области) 2 сентября 2013 г. отказано Кокнаевой Л.Г. в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, "данные изъяты" "данные изъяты".
Кокнаева Л.Г. оспорила данный отказ в суде, ссылаясь на то, что земельный участок, расположенный по указанному выше адресу, площадью "данные изъяты"кв.м, в 2009 г. был взят в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. 21 июля 2009 г. администрация Рузского муниципального района проинформировала ее о возможности выделения этого земельного участка, сформированного впоследствии как объект гражданских правоотношений. Сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости, присвоен кадастровый номер "данные изъяты". Администрация Рузского муниципального района предложила выкупить данный земельный участок в собственность и после проведения необходимых процедур 6 ноября 2012 г. приняла решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, определив его начальную цену в сумме "данные изъяты"руб. и задаток - "данные изъяты"руб., который она уплатила. 18 марта 2013 г. между администрацией района и ею был заключен договор купли-продажи N 92 названного земельного участка, 2 сентября 2013 г. письменно сообщено о принятом решении об отказе в государственной регистрации права собственности на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Просила возложить на УФСГРКиК по Московской области обязанность зарегистрировать право собственности.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить. Представители УФСГРКиК по Московской области, ОАО "Мосводоканал" возражали против удовлетворения заявления, представитель администрации Рузского муниципального района решение по делу оставил на усмотрение суда, представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в Можайском, Наро-Фоминском и Рузском районах Московской области (далее - Управление Роспотребнадзора в Можайском, Наро-Фоминском и Рузском районах по Московской области) просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Решением Рузского районного суда Московской области в удовлетворении заявления Кокнаевой Л.Г. отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении требований, считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, суд неправильно применил нормы Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и определил обстоятельства, имеющие значение для дела, необоснованно сослался на письмо ОАО "Мосводоканал", подписанное неправомочным лицом, на что в судебном заседании указывал ее представитель, не учел официальное заключение Роспотребнадзора по Московской области, в котором сообщено, что спорный земельный участок находится на расстоянии "данные изъяты"м. от р. Руза.
Представители УФСГРКиК по Московской области, администрации Рузского муниципального района, Управления Роспотребнадзора в Можайском, Наро-Фоминском и Рузском районах по Московской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, письменных возражений не представили (л.д. 133-134, 136).
Выслушав объяснения Кокнаевой Л.Г., ее представителя - Коровина В.П., представителя ОАО "Мосводоканал" - Каменскую Е.Ю., проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и установленными обстоятельствами.
В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзац второй пункта 2); ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подпункт 14 пункта 5).
Статьей 43 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в абзаце втором части 4 статьи 18 предусмотрено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
На основании приведенной нормы Федерального закона Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г. утверждены санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (пункт 1.2). Постановлением от 30 апреля 2010 г. N 45 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы" (далее - СП 2.1.4.2625-10), определяющие гигиенические требования к организации и санитарному режиму территории и акватории зон санитарной охраны (далее - ЗСО) Московского водопровода, в пункте 3.4.3 которых предусмотрено, что боковые границы устанавливаются не только по берегам основного водотока или водохранилища, входящих в гидротехнические системы, но и по берегам впадающих в них притоков первого порядка.
В соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (пункт 1.4); проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункт 1.13).
Согласно подпункту "а" пункта 2.3.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 боковые границы второго пояса ЗСО от уреза воды при летне-осенней межени должны быть расположены на расстоянии при равнинном рельефе местности - не менее 500 м.
Аналогичное требование содержится и в подпункте "а" пункта 3.4.3 СП 2.1.4.2625-10.
Суд первой инстанции установил, что земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, городское поселение "данные изъяты", находится в пятисотметровой полосе, то есть во втором поясе ЗСО, установленном СП 2.1.4.2625-10 и СанПиН 2.1.4.1110-02. Вывод суда подтверждается ответом ОАО "Мосводоканал" от 13 августа 2013 г., в котором указано, что в соответствии с данными публичной кадастровой карты Московской области земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты"в г. Руза расположен на расстоянии около "данные изъяты"м. от уреза воды р. Руза - основного водотока во втором поясе Зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения г. Москвы и Московской области (л.д. 38).
Факт нахождения указанного земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения г. Москва установлен и приложением к санитарно-эпидемиологическому заключению от 24 марта 2010 г. N 50.05.04.000. Т.000346.03.10, выданным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в Можайском, Наро-Фоминском и Рузском районах по Московской области. В данном документе сведений о расстоянии земельного участка от уреза воды р. Руза не содержится (л.д. 13).
Суд, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, в совокупности с пояснениями представителя ОАО "Мосводоканал" пришел к правильному выводу, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты"относится к землям, ограниченным в обороте в частную собственность не предоставляется. Федерального закона, устанавливающего возможность передачи данного земельного участка в частную собственность, не имеется.
Довод заявителя о том, что суд необоснованно сослался на письмо ОАО "Мосводоканал", подписанное неправомочным лицом, ошибочен. Указанное письмо подписано исполняющим обязанности заместителя генерального директора, т.е. правомочным должностным лицом.
Из изложенного следует, что отказ администрации Рузского муниципального района Московской области в государственной регистрации права собственности заявителя на земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Руза, Ярославский проезд, кадастровый номер "данные изъяты", соответствует требованиям действующего законодательства, оснований для удовлетворения заявления у суда не имелось.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рузского районного суда Московской области от 29 октября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кокнаевой Любови Григорьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.